Европа сегодня слишком явно разделена на две части - Запад и стремящийся к России Восток. Вносить еще больший раскол - фатально, пишет швейцарская Neue Zürcher Zeitung. Однако именно это и происходит в последнее время.
Волна мигрантов, хлынувшая через открытые границы в Европу летом 2015 года, заставила власти ЕС призывать все страны к "европейской солидарности. Однако это требование не везде вызвало понимание, а напротив, даже привело к сопротивлению в Прибалтике Польше, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии.
Берлин и Вена это сопротивление осудили, назвав сопротивляющиеся страны "Восточной Европой", пишет издание.
В этот момент в Европе была проведена разделительная черта между Западом и Востоком, что вызвало воспоминания о холодной войне, а также создало «моральную западню» для стран ЕС, считает автор статьи, урождённый швейцарец, профессор восточноевропейской истории в Венском университете Оливер Йенс Шмитт.
Вступившие в Евросоюз в 2004-м и 2007-м годах страны стали считать "европейцами второго класса", которые должны всегда помнить о так называемых "европейских ценностях"
Германия "самовозвысилась" и результаты этого просто "впечатляющие", считает автор. Немецкая миграционная политика привела на западе Европы к Brexit и укрепила популистские движения.
В это время на востоке открылся "новый фланг и без того сильной российской пропаганды", который не может не "внушать опасения". В этом регионе Европы самыми сильными конкурентами Брюсселю являются Турция и Россия, как альтернатива декадентскому загнивающему Западу, который даже называют «гейропой», подчеркивает автор.
За последнее время России смогла заметно усилить свое влияние и в Евросоюзе, и в соседних с ним странах, отмечает Шмитт, о чем говорит победа на президентских выборах в Болгарии и Молдавии явно пророссийских кандидатов.
«Периферия Европы ослаблена и частично катится под уклон», - пишет австрийский профессор.
Особенно явно разделение Европы на две части стало заметно осенью 2015 года, когда одна сторона особенно явно начала выступать за «космополитический Запад», а другая предпочла «националистически замкнутый Восток».
В этом году раскол стал еще более заметным, считает Шмитт. К примеру, разворот к национально-консервативным позициям стал отчетливо виден во Франции. Чего-то подобного можно ожидать и в Нидерландах. Швеция и Австрия в отношении миграционной политики дистанцировались от Германии.
Как пишет Neue Zürcher Zeitung, сегодня сложилось одновременно два конкурирующих образа востока Европы, «внутренний и внешний».
«Внутренний Восток» включает в себя те страны от Прибалтики до Чёрного моря, которые были приняты в ЕС за последние 12 лет, поясняет автор. Население этих государств однозначно стремится на Запад, даже если президенты и главы правительств в Чехии или Венгрии выражают симпатии России. «Внешний Восток», напротив, относится к российской сфере влияния и исторически находится в сложных отношениях с «внутренним Востоком», отмечается в статье.
После 1989 года «внутренний Восток» искал и нашёл у НАТО защиту, а в ЕС - воплощение идеи об объединённой Европе. Однако последняя сейчас подвергается угрозе, потому что Россия всё дальше расширяет свою сферу влияния.
Однако, уверяет профессор, постоянные упоминания о "Западе" и "Востоке" лишь больше ослабляют "европейское единство", а значит - сам Евросоюз. "Рука Брюсселя" становится все слабее. Поэтому и должны ведущие европейские страны обратиться внимание на то, что больше всего демонстрантов с флагами ЕС можно было увидеть на киевском Майдане: на окраине лучше видно, что из себя должна представлять Европа, в которую стремятся люди, - демократию и соблюдение законов, сильные институты и чёткие гарантии безопасности, заключает свои размышления Шмитт.
Такое мнение о взгляде из Киева на Европу,судя по всему, в самой Европе разделяют далеко не все. От рвущихся в Евросоюз украинцев не ожидают желания соблюдать законы, а видят, скорее, будущих иждивенцев. К примеру, Нидерланды вообще выступают против Украины в ЕС.
15 декабря в Брюсселе прошел саммит лидеров стран Евроcоюза, важнейшим вопросом которого стало обсуждение дополнительных требований Голландии для ратификации Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Как известно, граждане Нидерландов на состоявшемся в апреле референдуме сказали жесткое "нет" данному соглашению - внушительным, в две трети, числом голосов.
Голландский премьер выдвинул своим коллегам по ЕС дополнительные условия по Украине. Они должны были, по его замыслу, успокоить сограждан в плане того, что в обозримом будущем "великая европейская держава" не станет полноправным членом ЕС и даже не сможет претендовать ни на какие реальные преференции.
Болгария и Молдавия отказались от антироссийского курса. Станет ли тенденцией приход к власти в Европе дружественных России сил? Какие процессы идут на Балканах? Почему Сербия поддержала Россию в голосовании на заседании комитета Генассамблеи ООН по правам человека в Крыму? Что будет с Евросоюзом после выборов в Германии и Франции? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru по скайпу рассказал профессор социологии и международной регионалистики Олег Андреев, старший консультант Петербургского центра социальных исследований.
- Я считаю, что это тенденция. Это новое европейское явление, и этот тренд будет развиваться. Болгария и Молдова высказали свое мнение, недовольство нынешней политикой Евросоюза и положением своих стран, избиратели проголосовали за лояльность к России.
Полностью читайте интервью в материале Pravda.Ru Евробюрократия привела к фрагментации ЕС