Николя Саркози потерпел поражение в первом туре праймериз. Он набрал 20,9 процента голосов. Политик уже заявил, что во втором туре поддержит бывшего премьер-министра Франсуа Фийона. Сам же Саркози намерен оставить политику и уделять больше внимания семье.
Местная пресса называет такие итоги внутрипартийных выборов сенсационными. Ведь Фийона в стране уже окрестили пророссийским и выгодным Москве кандидатом. Правда.Ру узнала у политолога, дипломата, руководителя центра французских исследований Института Европы РАН Юрия Рубинского, что на самом деле сейчас происходит на французской политической арене.
— Почему результаты называют сенсацией?
— Фийон долгое время был в тени претендентов от умеренной правой оппозиции. Его заметное продвижение ощущалось последние две недели, и такой значительный рывок был неожиданностью. 27 числа будет второй тур, где встретятся Фийон и мэр Бордо Аллен Жюппе. Он покажет, кто будет противником Марин Ле Пен — лидера Национального фронта во втором туре президентских выборов в апреле-мае будущего года. А поскольку у Марин мало шансов на победу, то 27 ноября мы узнаем наиболее вероятного претендента на пост следующего президента Франции.
Что касается причин, почему Фийон, который 5 лет был премьером при Саркози, опередил своего бывшего президента и конкурента, то это умение сочетать праволиберальную линию в экономике с апеллированием к голлистам, национальным интересам, самоопределению наций и т. д. В отношении, например, России он занимал весьма конструктивные позиции и когда был, да и в принципиальном плане.
— Газета Le Point написала, что левые не имеют шансов на победу, насколько прогноз верен?
— Абсолютно точен. Левые находятся в глубочайшем кризисе. Крайне левое крыло может рассчитывать на 11-13% голосов. А соцпартия находится вообще в полном раздрае. Соцпартия проведет свои первичные выборы в январе, и будет ли там Олланд фигурировать, неизвестно. На сегодняшний день его популярность находится на крайне низком уровне, у него есть соперники в собственной партии. На этом фоне левые не имею никаких шансов пройти во второй тур.
— Эксперты утверждают, что Фийон выгодный Москве кандидат. Так ли это? И Россия действует разумно, когда налаживает отношения с разными кандидатами, не афишируя поддержку не одного из них?
— Последнее абсолютно правильно. Потому что выборы в США показали, что превращение отношений с Россией в фон предвыборной борьбы ни в коем случае не содействует решению спорных вопросов. Что касается Фийона, то когда он был премьером, он много сделал для развития экономических отношений, участвовал в деятельности Валдайского клуба, и, естественно, его голлистские принципы говорят сами за себя. В этом смысле, Жюппе — человек более классического европейского и атлантического плана.