Абу Бакр аль-Багдади, лидер террористической группировки "Исламское государство" (организация, запрещенная в России), как сообщает иракская армия, бежал из Мосула. Информацию о бегстве главаря террористов, затесавшегося среди жителей, покидавших город, чтобы с их помощью прикрыться от авиаударов, подтвердили и источники в разведке.
Эту информацию подтверждают и источники в западных разведывательных спецслужбах. Однако ранее Аль-Багдади опубликовал аудиозапись, в которой он призывал остальных оставаться в городе и сражаться, сопротивляясь всеми доступными средствами, "не щадя своих жизней". Кроме того, главарь боевиков высказал угрозы в адрес Турции, назвав страну новой "сферой деятельности" ИГ.
Прокомментировать эти события Pravda.Ru попросила руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка
— Можно ли верить информации о бегстве лидера "Исламского государства"?
— Я в этом очень сомневаюсь. Прежде всего потому, что там есть так называемое террористическое военное руководство, в котором специально были подобраны 24 человека, все военнослужащие. При этом, семеро из них сидели в Гуантанамо, остальные — в иранских тюрьмах. Это какая-то ложная ситуация.
Мосул сейчас действительно подвергается бомбардировке. Если сравнивать ситуацию в Мосуле с ситуацией в Алеппо, то стоить отметить, что в Алеппо из гражданских лиц осталось 200-250 человек и там есть гуманитарные коридоры. В то время как в Мосуле число гражданского населения доходит почти до полутора миллионов, а гуманитарных коридоров нет вообще. В Алеппо есть журналисты, и их проверяют, а в Мосуле журналистов нет.
Информация, поступающая от американцев, достаточно негативная. И проверить, как все на самом деле, можно будет только после массовых похорон в Мосуле.
— Как будут развиваться события в Мосуле? Что ждет Турцию, ведь лидер ИГ ей угрожал.
— Американцы постоянно сравнивают сегодняшние военные действия с тем, как они раньше воевали в Ираке, когда из восьми иракских корпусов шесть просто сдались, потому что был подкуплен генералитет. И создавая "Исламское государство", они решили, что хорошо знают его военное руководство и вновь подумали: "А давайте его подкупим". Я сомневаюсь, что это у них получится.
Да и самая идея взять Мосул к 8 ноября, к дню президентских выборов в США, — бредовая. Потому что надо четко понимать: боевики очень грамотно подготовили оборону Мосула. Более того, они соорудили катакомбы длиной в два-три километра. Сколько раз бывало — они атакуют в одном месте, а выходят совсем в другом.
Боевики "Исламского государства" будут сопротивляться, в этом я не сомневаюсь. И взятие Мосула будет достаточно долгим процессом.
— А что в отношении Турции?
— С Турцией все тоже очень интересно. Обратите внимание, что три года назад они хотели снять Башара Асада, потом, помирившись с Москвой, они поменяли свое мнение. Мотивация очень простая. Во-первых, надо, чтобы была в Сирии хотя бы какая-то власть. А оппозиция никак не может определиться, кто будет президентом. При этом президенту надеяться на оппозицию тоже очень сложно.
Тем более, если говорить про турецкое руководство. Что они делают? Конечно, может быть, они пытаются воспользоваться моментом, чтобы отобрать ряд земель у сирийского государства. Но это старая история, это раз.
Во-вторых, они хотят взять территорию, которую обороняют курды. А в этой ситуации правительство Турции попадает в конфликт с американцами, которые еще 15 лет назад сказали, что будут создавать здесь курдское государство. Фактически, они уже создали это курдское государство на территории Ирака.
Поэтому, судя по всему, турки будут воевать, но только не за Мосул. Кроме того, когда американцы говорят, якобы мы легитимны, нас поддерживают государства, — это тоже бред,. Только Россия находится в Сирии по просьбе правительства Дамаска, а американцы находятся здесь нелегально. Я думаю, государства, которые воюют в Алеппо, преследуют свои цели, которые в основном не совпадают ни с целями правительства Башара Асада, ни с целями Кремля, ни с целями правительства Турции.
То, что сейчас происходит в Сирии, через два-три года может создать определенную конфигурацию и военных, и дипломатических сил. Я уже неоднократно говорил, что когда война в Сирии идет уже почти 15 лет, это на слуху она началась только пять лет назад.
В Сирии норвежскими специалистами были найдены запасы нефти, которые, по некоторым данным, превышают все запасы Катара, то есть война идет практически за нефть.
Можно вспомнить о том, что еще шесть лет назад президент США сказал очень интересную вещь: он будет вмешиваться в ситуацию на Ближнем Востоке, чтобы навести там порядок по американскому сценарию и, во-вторых, чтобы не было возможности доставки нефтяных резервов. И именно в этом состоит главная задача США в этом регионе.