Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что на фоне растущей напряженности в отношениях с Россией сотни тысяч военнослужащих альянса будут приведены в более высокую боеготовность.
Как сообщает The Times, чтобы сдерживать "агрессию России", руководство блока намеревается подготовить значительные наземные силы. Между тем Столтенберг не называет точных цифр.
3 ноября Столтенберг заявил следующее: "Мы не видим непременной угрозы в отношении какого-либо государства — члена НАТО", — цитирует ТАСС Столтенберга. В то же время, генсек НАТО отметил "возрастающее российское присутствие" России в регионе.
Прокомментировать действия НАТО Pravda.Ru попросила доктора политических наук, профессора, заведующего кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Андрея Кошкина.
- Это пустая риторика или подготовка к чему-то более серьезному?
- Прежде всего, надо сказать, что Соединенные Штаты Америки и НАТО мы уличаем в двойных стандартах в политике. С одной стороны, Столтенберг — руководитель НАТО — заявляет о том, что мы в стратегической перспективе не собираемся воевать с Россией. А с другой стороны они реагируют на заказ Вашингтона, который говорит о том, что надо наращивать потенциал, потому что постоянно надо показывать агрессивность России. Для этого надо перевести в более высокую степень готовности свои вооруженные силы. Естественно, что обыватель западных государств сразу же отреагирует: да, российская опасность реальная, раз вооруженные силы приводят в более высокую степень. Но средства на это надо брать с налогоплательщиков, поэтому и в информационном пространстве запускается новая волна антироссийской истерии. Вот вам двойные стандарты.
- Ускорение времени реагирования 300 тысяч военнослужащих до примерно двух месяцев (в настоящее время развертывание этого количества военнослужащих может занимать до 180 дней) — тоже длительное время. Можно ли это назвать быстрым реагированием?
— Что они имеют под внезапными задачами, трудно сказать, но то, что якобы их стимулирует к этому 2014 год, они об этом заявляют основательно. И в связи с этим сейчас они и пытаются перенастроить, переформатировать свои вооруженные силы, инфраструктуру, логистические пути для того, чтобы оптимизировать быструю переброску войск к границам России. Но надо понимать, что у них проблем там очень много. Вот они проводили учения в Польше — "Анаконда-2016", и столкнулись с тем, что боевая техника из Германии в Польшу вместо нескольких часов перебрасывается за 5-6 суток из-за бюрократических проблем.
- Подготовка значительных наземных сил подразумевает увеличение контингента в Прибалтике и Польше?
— Да, в принципе они четко обозначили, что будет четыре национальных батальона. Норвегия никогда не размещала иностранные войска со времен вхождения в НАТО, с 49-го года, а вот здесь уже готова на ротационной основе принять 330 военнослужащих из Соединенных Штатов Америки. Такие точечные активизирующие действия НАТО проходят по линии соприкосновения с Россией и увеличивают потенциал их развертывания как бы против русских танков. Они сами себя пугают, и сами себя успокаивают будто бы нашими планами. То есть, это внутренние механизмы действий НАТО, которые имеют под собой экономическую, политическую и военно-стратегическую основу.