В условиях карантина из-за пандемии коронавируса транспортная отрасль Латвии испытывает кризис, сравнимый с тем, что был после Второй мировой войны. Однако после снятия всех ограничений стране "легче не станет".
Аналитики считают, что Латвии надо готовиться к "новой нормальности" по транзиту грузов:
Россия продолжает уводить их в свои порты, лишая прибалтов существенных доходов.
Об этом в эфире радиостанции Baltkom рассказал Талис Линкайтс, министр путей сообщения страны.
Глава транспортной отрасли заявил, что у Латвии в отличие от других прибалтийских стран уже нет конкурентного преимущества по транзиту грузов:
"У Эстонии есть судоходная компания Tallink, которая работает на всю Балтику, а у Литвы — "Литовские железные дороги", преимущество которых заключается в транзите грузов в Калининград и в обратном направлении.
У нас, к сожалению, какого-то такого конкурентного преимущества нет, мы просто должны бороться за грузы, которые идут через наши порты. Сделать это нам не дает Россия — она уводит в свои порты стратегические энергетические грузы".
Линкайтс привел немного статистики:
"Ясно, откуда этот уголь, — это "наш" уголь, который раньше шел через наши порты", — сказал латвийский министр.
Он отметил, что для латвийского транзита установилась "новая нормальность" — 25 млн тонн грузов в год. Хотя еще в 2016 году через Латвию транзитом прошло 40 млн тонн.
Впрочем, в проблемах экономики Латвии — как и всей Прибалтики — нет ничего неожиданного.
Глава "Транснефти" Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил, что компания планирует к 2018 году прекратить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики. Вместо этого планируется использовать российские порты, где наблюдается профицит мощностей.
"Если в прошлом году там переваливалось порядка 9 млн тонн нефтепродуктов, в этом году — 5 млн. До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля", — заявил Токарев.
Наряду с падением производства, трудностями с экспортом, связанными с политикой санкций в отношении России, демографической катастрофой, случившейся и продолжающейся в Прибалтике почти сразу после развала СССР, падение доходов от морских портов станет настоящей катастрофой.
Компенсирует ли Евросоюз убытки Прибалтике? И когда, наконец, власти Литвы, Латвии и Эстонии осознают, что, выбрав дружбу с Западом, при этом возненавидев ближайшего соседа, они превратили жизнь своих граждан в ад?
За комментарием Pravda.Ru обратилась к сопредседателю партии "Русский союз Латвии" Мирославу Митрофанову.
— На Евросоюзе решение "Транснефти" никак не скажется, потому что страны Прибалтики — очень малы по сравнению с экономикой ЕС. Касательно потерь для экономики Латвии: за последние годы уже потеряно 20% грузооборота по железным дорогам. В ближайшее время будет потеряно еще до 10 миллионов тонн груза.
Сейчас довольно сложно оценить, насколько уменьшатся поступления в бюджет стран Прибалтики, но они уменьшатся обязательно. Кроме того, к 2020 году заканчиваются структурные проекты, вернее, помощь Евросоюза в рамках политики выравнивания. Все это вместе может вызвать весьма негативный эффект, так называемый идеальный шторм, когда несколько факторов складываются, и в результате общие потери бюджета могут составить до трети объема.
Естественно, такое развитие событий грозит катастрофой для социальной сферы. Сокращение бюджетных расходов идет всегда за счет наименее защищенных, наиболее бедных людей — будут резать пенсии, зарплаты бюджетникам и так далее. Экономика-то выживет. Но как это переживут простые граждане?
Собеседник "Правды.Ру" также отметил, что грядущий экономический спад в Прибалтике наверняка не повлияет на расклад политических сил. Политическая система в этих странах "абсолютно не зависит от экономики". Для этого должны быть другие условия. Например,
"более широкая геополитическая ориентация политических элит".
Говоря конкретнее, Мирослав Митрофанов рассказал о том, как грядущие перемены отразятся на городах Вентспилсе и Риге. Вентспилс — портовый город в Латвии, расположенный на берегу Балтийского моря около устья реки Венты.
— Самый большой удар по Вентспилсу был нанесен, когда фактически прекратился экспорт или транзит по трубопроводу (в середине 2000-х Россия переориентировала грузовой поток на использование своих национальных балтийских портов, что фактически поставило под сомнение перспективы Вентспилсского порта).
После этого власти города предприняли ряд мер для компенсации убытков, они вложились в газопромышленное производство. В результате, в десятки раз увеличилось количество промышленных предприятий. Немалые средства были выделены на туристическую сферу. Поэтому, к дальнейшему сокращению доходов от экспорта Вентспилс в какой-то степени адаптировался.
Для Риги потери будут очень существенными, потому что рижский свободный порт — это одна из главных опор и бюджета города, да и государственного бюджета тоже. Здесь потери будут иметь более существенные последствия.
В заключение беседы эксперт усомнился в том, что повышение тарифов спасет морские порты Прибалтики.
Дело в том, что поднятие тарифов в таких условиях еще больше оттолкнет потенциальных экспортеров, потому что существует рынок. Балтийские страны и так не могут между собой договориться по единой экономической политике, они конкурируют между собой, предлагают те же самые условия, услуги перевалки, транзита и так далее. Поэтому договориться и одновременно повысить тарифы они вряд ли смогут.
"Прибалтийские страны могли бы, например, принять политическое решение — выступить за отмену или смягчение санкций в отношении России и надеяться на сохранение части объема транзита. Однако я не очень верю в такой исход, поскольку зарабатывают на транзите одни люди, а руководят страной другие. Это совершенно непересекающиеся сообщества.
Те люди, которые сейчас находятся у власти, имеют другие статьи доходов, и у них будут другие возможности заработать даже в случае полной потери транзита", — заключил Мирослав Митрофанов.
Похожую позицию по этому вопросу занимает депутат городского совета Клайпеды, кандидат в депутаты Сейма Вячеслав Титов.
"Россия и так уже сбавила транзит через порт Клайпеды, в основном на сегодняшний день железные дороги Литвы и порт, они оказывают услуги транзита Белоруссии. Я сейчас являюсь кандидатом в депутаты сейма в одномандатном округе Балтии. Даже на дебатах 11 числа в основном все партии выступают за сохранение санкций, за сохранение враждебной риторики в отношении России.
К сожалению, я был единственный, кто сказал, что наоборот нужно дружить с Россией, формировать партнерские отношения, предсказуемые, потому что от санкций выиграла только Россия, простой литовский предприниматель от этого пострадал", — рассказал Вячеслав Титов.
Он также отметил, что единственным верным решением для всех стран Прибалтики будет нормализация отношений с Россией. "Должна меняться риторика, Литва должна быть предсказуемым партнером, на которого можно положиться. Тогда и российские компании пересмотрят свое отношение к нам", — резюмировал господин Титов.
Отметим, что решение "Транснефти" наверняка обосновано прагматическими интересами и не имеет политической подоплеки. Компания ориентируется на отечественные порты и вполне разумно с осторожностью относится к бизнесу в странах, с откровенно враждебной России обстановкой.
Однако касательно действий властей прибалтийских стран возникает вопрос — неужели политическая ангажированность настолько нивелирует экономические интересы? Об этом читайте в интервью Правде. Ру президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова.
Важно подчеркнуть, что превращение Прибалтики в дикую Африку связано не только с экономикой и демографией. Это во многом вопрос менталитета, который годами деформируется под воздействием околонацистских идей. Подобно тому, как пуштуны Афганистана живут верой и войной, прибалтийские националисты живут ненавистью к русским и верой в помощь НАТО.
Читайте также:
Страны Балтии: от политики к жульничеству
Латвия на подступах к геноциду русских
Читайте последние новости Pravda. Ru на сегодня