Жан-Пьер Шевенман, бывший министр обороны и внутренних дел, президент Фонда Res Publica, спецпредставитель МИДа Франции в России был в эту среду гостем утреннего радио (RFI). Во время эфира французский политик обсудил с ведущим программы Фредериком Реки роль Турции в борьбе с "Исламским государством", сближение с Россией и некоторые другие вопросы.
То, что нефтяные потоки, которыми располагает ИГИЛ, могут течь только в одну сторону - в сторону турецкой границы, по мнению Жан-Пьера Шевенмана, факт неоспоримый. На этом фоне предоставление Евросоюзом Турции 3 млрд евро на прием беженцев, тогда как именно Анкара должна нести ответственность за почти десятилетие развития "Исламского государства", выглядит более, чем странным.
"У Турции очень протяженная граница с Сирией, и мы знаем, что она не сделала все необходимое, чтобы сдержать продвижение ИГИЛ. Вспомним бои за город Кобани. Таким образом, я думаю, что Турция должна прежде всего солидаризироваться с международным сообществом, которое разрешило все возможные средства борьбы с тем, что мы называем ИГИЛ. Мяч сейчас на стороне Турции. Но мне кажется, усилиями дипломатии логика была подменена. И теперь Евросоюз собрался выделять Турции 3 миллиарда, чтобы она решала проблему с мигрантами. Но делать вид, что такие страны как Турция тут ни при чем - это значит полностью игнорировать причины конфликта", - заявил французский политик.
При этом, уверен Шевенман, президент Олланд озвучил верную цель: Франция должна инициировать широкую коалицию против террористической группировки "Исламское государство". При этом разные участники могли бы распределить между собой разные задачи в этой борьбе.
"Мы не можем позволить организациям как "Исламское государство" располагать такой территорией, на которой бы осуществлялась подготовка терактов по всему миру. Таким образом мы все находимся под угрозой. Не только Запад, но и сами мусульмане. По факту, нет ни одной страны, которая бы не находилась под угрозой", - заявил политик.
Без России же такая коалиция не возможна, считает он, как и невозможно победить "Исламское государство" без политического урегулирования в самой Сирии. И решение проблемы - в создании единого представительского правительства, в котором бы учитывались интересы всех национальных и религиозных групп Сирии, уверен Шевенман.
"Я думаю, Франция сейчас движется в нужном направлении. Остается только поприветствовать усилия, которые предприняты президентом. Я думаю, что нужно реально оценивать обстановку на месте. Там сейчас 100 тысяч солдат сирийской армии, меньше 10 тысяч так называемых "умеренных повстанцев". Если конечно согласиться с тем, что это выражение имеет смысл. Его можно применить для некоторых из них. Но очень быстро мы обнаруживаем, что повстанцы по большому счету почти все исламисты - это "Исламское государство", Фронт ан-Нусра (филиал Аль-Каиды), Ахрар аш-Шам (группа салафитов). И только потом несколько маленьких групп, людей, которые просто стремятся избавиться от Башара Асада. Но их очень мало", сказал Жан-Пьер Шевенман.
Легитимная власть в Сирии сегодня должна опираться не только на меньшинства, которых в стране немало, но и на суннитскую часть общества. Это сможет сделать режим Башара Асада более репрезентативным, уверен французский политик.
Перевод интервью предоставлен Центром актуальной политики.