"Турецкого "султана" уничтожат конкуренты из ИГ"

Фото: REX

24 ноября ВВС Турции сбили без предупреждения российский самолет "Су-24" в сирийском воздушном пространстве. Глава Турции Реджеп Эрдоган отказался принести извинения российской стороне, заявив, что "Су-24", якобы, нарушил турецкую границу. Москва готовит против Турции целый пакет экономических санкций, деловые и военные контакты между странами разорваны, турецкий бизнес понесет большие потери в результате сложившейся ситуации.

Какова внутриполитическая обстановка в Турции после инцидента с российским "Су-24", что говорит по этому поводу турецкая оппозиция, и на каком уровне сегодня рейтинг Эрдогана у населения страны в интервью Pravda.Ru рассказал российский историк-тюрколог Михаил Мейер.

"Вы знаете, по газетам, конечно, очень трудно определить, до меня доходят газеты оппозиционные, и в них ничего хорошего для Эрдогана не написано. Все единодушно сожалеют о том, что произошло.

Но проблема в том, что они, на мой взгляд, не очень правильно эти события трактуют, сосредотачивая свое внимание на противостоянии России и НАТО, членом которого является Турция.

Я считаю, что ситуация требует другого подхода, внимание должно концентрироваться на том, что происходит к востоку от Турции, на территории Сирии и прилегающих территориях, которые контролируют радикальные исламисты. Дело в том, что за 10 лет нахождения Эрдогана у власти, у него сложилось свое видение собственной роли в истории нынешнего Ближнего Востока. Эта роль была проговорена Ахметом Давутоглу с его идеями неоосманизма.

Суть идеи в том, что Турция может заново сыграть роль Османской империи, поддерживая арабские страны. На самом деле, речь идет о том, что Эрдоган себя представляет лидером всего Ближнего Востока, именно это подвергает сомнению либеральная пресса, которая называет его "султаном", так же Эрдогана называют и в народе. Это говорит о том, что возрастает личная власть Эрдогана. Он видит себя будущим лидером всего мусульманского Ближнего Востока. Он не обращает внимания на то, что происходит к востоку от Турции, где складывается альтернативная система власти, которую представляет фигура уже не султана, а халифа", - рассказал эксперт, добавив, что халиф — это глава всего мусульманского мира, всей мусульманской ойкумены, а не просто Турции или стран Ближнего Востока в отдельности.

"Это общий лидер мусульманского мира. Будет ли он так называться неизвестно, но он уже есть. И это будет "правильный халиф", потому что он из арабов. Турецкого халифа времен Османской империи арабы считали неправильным, так как он преподавал то, что не имел право преподавать, он не был родственником пророка Мухаммеда. В перспективе произойдет столкновение Эрдогана с его противником. Этот противник может иметь меньшую удельную силу, меньшие возможности, но он — халиф. Настоящий праведный мусульманин всегда пойдет за халифом, а не за султаном", отметил Мейер.

Эксперт сообщил, что слова Эрдогана о том, что турецкие военные, якобы, не знали о том, чей самолет сбивают, звучат очень неубедительно: "По существу ему нечего сказать в данной ситуации, и он придумывает такие варианты. Он не понимает, какая угроза растет против него за границами Турции. Эрдоган проиграет "Исламскому государству" (запрещенному в РФ по решению суда — прим. ред.), так как оно привлекательно для очень многих мусульман, поскольку не принадлежит отдельным странам, Турции или Ирану. Эрдоган должен активно бороться с ИГ, но вместо этого он сам роет себе могилу".

Отвечая на вопрос корреспондента Правды.Ру о том, за счет чего была достигнута победа Эрдогана на выборах, при том, что в июне ПСР не смогла убедительно победить, эксперт сказал, что Эрдогану удалось расколоть курдов, и это очень заметно.

"Курды потеряли значительное количество голосов. С другой стороны, они отобрали голоса у националистической партии. Кроме того, в выборах есть известный элемент случайности. Все разговоры, что Эрдоган стоит за защиту своей территории и за сохранение ее границ опровергаются тем, что в Турции часто звучат взрывы, которые организуют перешедшие границу террористы.

Радикальные исламисты не признают турецкие границы, и Эрдогану следовало бы подумать об их защите от террористов, а не от России, которая даже не собирается нарушать турецкий суверенитет", сказал эксперт.

Михаил Мейер отметил, что Вашингтону очень выгоден режим Эрдогана, который представляет из себя умеренное мусульманское государство, и Штаты будут его всячески поддерживать.

"Они пожурят его, но будут на его стороне", - подчеркнул эксперт и добавил, что разрыв отношений с Россией плохо скажется на политической карьере турецкого президента.

"До инцидента с "Су-24" между Турцией и Россией сложились очень хорошие экономические отношения, турецкие торговые и промышленные круги заинтересованы в развитии связей с Россией. А Эрдоган предпринял шаги, которые привели к разрыву многих запланированных проектов, что нанесет большой урон и экономике Турции, и престижу турецкого президента", заметил Михаил Мейер.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.