В Арктике "запахло" геополитическим климатом

Источник: АР

Пекинский педагогический университет (Китай) провел международный форум ректоров университетов стран-участниц БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка).

Участники форума обсудили  возможности укрепления сотрудничества на университетском уровне. Мероприятие поможет организации совместных исследований, обмену студентами и преподавателями. Одно из направлений форума было посвящено устойчивому развитию и эко-цивилизации.

Как меняется климат на русском Севере и к чему готовиться представителям деловых и финансовых кругов - этот вопрос также обсуждали участники форума.  По мнению ряда экспертов в ближайшее время здесь будут расширяться площади льда, добавятся техногенные и климатические риски и без ледоколов "ледяной Шелковый путь" уже не пройти.

По мнению председателя Южного научного центра РАН, академика Геннадия Матишова, подтверждение начала холодной эпохи в Арктике - нарастающий ледовый "тромб" в проливе Вилькицкого.

В сентябре 2013 года на этом одном из самых сложных участков на трассе Северного Морского пути, ледяной барьер шириной почти в 100 км стал преградой для судоходства. Из-за льдов эскадра кораблей Севморфлота проходила пролив в сопровождении четырех атомных ледоколов, а обратно в Североморск в конце сентября их подстраховывали два ледокола.

А ведь прогноз погоды и ледовой обстановки был вполне благоприятен, ведь он рассчитывался по аналогии с сентябрем 2012 года, когда торосов здесь не было. К сожалению, реальность преподнесла неприятный сюрприз.

Для России точные климатические и погодные прогнозы крайне необходимы в силу того, что Арктика в последние годы попала в перекрестье геополитических "прицелов" ведущих мировых держав, в том числе довольно далеких от высоких широт.

Здесь пересекаются интересы России и стран НАТО, возникает конкуренция на поле нефтегазовых и рыбных ресурсов, водных путей.

Повышается стратегическая роль Севморпути, в зоне которого арктические страны стараются закрепить свои интересы.

Россия также расширяет здесь научные и коммерческие работы, ведь жизнь и экономика российского Крайнего Севера напрямую зависят от масштабов грузоперевозок по Севморпути, от развития атомного флота.

К сожалению, в постсоветский период грузопоток по Севморпути сократился в 3 раза. И лишь в последние годы обнаружились  тенденции к росту до 3,5 млн. тонн. 

"Однако достичь объемов грузоперевозок советской эпохи в ближайшие годы нереально. Прежде предстоит возродить морские порты и аэродромы, надежную спутниковую связь для навигации и многое другое" - убежден академик Г.Матишов.

Ученый напомнил, что климат цикличен. Крупные эпохи потепления Арктики происходят с периодом в 30 и 60 лет, а контрастный нетипичный режим погоды формируется в период смены внутривековых климатических циклов.