Научный сотрудник, преподаватель РГГУ, независимый эксперт по странам Латинской Америки, журналист-международник Михаил Белят в беседе с Pravda.Ru рассказал о разгуле преступности в Мексике и о том, почему нет успехов государства в борьбе с наркомафией.
— Мексика переживает одну из самых мрачных страниц в своей истории. 26 сентября в городе Игуала в западном штате Герреро, 43 студента стали жертвами боевиков из преступной группировки "Геррерос унидос". Они пропали без вести после того, как участвовали в акции протеста против одобренной властями страны реформы в сфере образования.
В рамках расследования было установлено, что студенты были задержаны сотрудниками полиции, однако их не отправили их в участок, а передали преступникам.
После трагических событий в Игуале, в разных городах Мексики начались массовые манифестации, участники которых требовали от властей "немедленно вернуть живыми" пропавших студентов.
В знак протеста участники демонстраций захватили больше 20 зданий муниципальных администраций в Герреро. Около 100 школ бастуют и тысячи граждан вышли на улицы в день с требованием немедленной отставки президента Энрике Пенья Ньето.
Вашингтон пестует правительство Мексики и всячески помогает ему в борьбе с наркомафией. Почему не только нет успехов, но и происходит сращивание государства и наркомафии?
— Во-первых, в Мексике уже произошло сращивание преступности с государственными структурами. Именно этот вариант и называется мафией.
Не секрет, что мафия вообще и именно наркомафия в Мексике существует уже давно, не один десяток лет.
Нынешняя ситуация мне представляется достаточно тревожной. Судя по размаху, масштабам тех выступлений, которые сейчас проходят по всей стране, у мексиканцев лопнуло терпение.
Подобный момент был в истории страны последний раз в 2005 году, когда миллионы людей вышли на улицу с требованием покончить с преступностью. Именно тогда началась война правительства против наркокартелей. Была задействована армия, все силы полиции. Но эта война продолжается до сих пор.
Решительных успехов у власти нет, что не удивительно. С наркомафией, с организованной преступностью такого уровня, который был создан в Мексике, бороться очень сложно даже очень сильному государству. Мексика к числу очень сильных государств не принадлежит.
Теперь мы видим новый мощный всплеск народного возмущения, после трагедии со студентами в Игуале. И тут мы снова видим, что полиция работала в тандеме с наркопреступностью, с наркогруппировками. Разумеется, коррумпированные полицейские, так бывает часто в Латинской Америке, стараются всеми силами избежать гласности. Для этого привлекаются военизированные преступные формирования, незаконные вооруженные группировки, и все для того, чтобы решить те проблемы, которые полиция хотела бы решить, но в силу закона, гласности — не может.
— Как вы оцениваете решение Уго Чавеса, отказавшегося от помощи DEA — американского Агентсва по борьбе с наркотрафиком?
— Я не знаю, правильное ли это решение. Возможно, Уго Чавесу было виднее, чем нам с вами. Дело в том, что DEA работает по всему миру, они работают крайне эффективно, но при этом они совершенно не считаются с национальными суверенитетами, местными законами и действуют исходя из собственных взглядов на все эти проблемы.
Прекратить незаконный оборот наркотиков — вот главная и единственная задача DEA. При этом, законны ли действия организации с точки зрения национальных законодательств, и с точки зрения национальных суверенитетов, это DEA, как правило, не волнует.
Наверное, у Уго Чавеса были веские основания для того, чтобы не доверять этой структуре. Собственно, они еще остались у нынешнего президента Николоса Мадуро, потому что DEA на территории Венесуэлы не работает.
— В мексиканских социальных сетях пишут, что тела были сожжены и утоплены, чтобы скрыть доказательства расправы и следы связи президента с мафией. Не является ли Мексика колонией США, которая используется для получения прибыли от торговли наркотиками для последующей "отмывки" и пополнения бюджета США?
— Нет, Мексика не является колонией США, ни наркоколонией, ни экономической. Мексика входит в Североамериканский общий рынок, она составляет его немалую часть.
Мексика сообразует свои действия с США и это традиции мексиканской политики, но не меньшая традиция мексиканской политики быть независимыми.
Поэтому мексиканское руководство всегда поддерживало очень хорошие отношения с Советским Союзом, как со вторым полюсом цивилизованного мира. И сейчас они поддерживают очень хорошие, теплые отношения с Россией.
Что касается участия американских преступных структур в мексиканском наркобизнесе, то, безусловно, оно есть. Прежде всего, мексиканский наркобизнес — это бизнес транзитный, который, в основном, доставляет. Он мало производит сам, но доставляет наркотики на территорию США и там их распространяет. Поэтому, без участия американских преступных структур, такой бизнес, естественно, не может развиваться и никогда не смог бы достичь такого рассвета, которого он достиг сейчас.
Читайте также:
Михаил Белят: Недовольные жизнью бедные могут "взорвать" США