Старший научный сотрудник сектора кавказских исследований Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ) Артур Атаев рассказал корреспонденту Pravda. Ru о дальнейшей политике НАТО в Закавказье.
— НАТО намерена защищать права бывших союзных республик на территориальную целостность и суверенитет, говорится в декларации саммита Североатлантического альянса, которая была принята в пятницу в Ньюпорте (Уэльс). "НАТО сохраняет обязательства по защите прав на территориальную целостность, независимость и суверенитет Армении, Азербайджана, Грузии и Молдавии", — говорится в тексте. Каким образом НАТО будет это делать?
— Вы знаете, политически, в этом я убежден, политически — это заявление не актуально, экономически — это заявление не актуально. Тем более если брать военную составляющую, это заявление тем более не актуально. Дело в том, что на сегодняшний день ни одно из выше названных государств не является членом НАТО. Исходя из этого основного постулата, то можно предположить, что это заявление оно носит политический профанационный характер. Цель — устрашение России, политического руководства России, и, конечно, давление на социальную политически активную часть населения. Вот это очевидная вещь. Я пока еще не отслеживал внимательно, как это заявление восприняли в Армении, Грузии, Молдове, пока не отслеживал. Но как мне говорили наши партнеры из неполитических кругов, а из аналитических кругов в частности из Республики Грузия, это заявление больше раскалывает армянский, грузинский и другие социумы. Потому что на сегодняшний день, дело в том, что идея вхождения в НАТО, она себя в государствах этих постсоветского пространства, себя дискредитировала.
Если бы НАТО реально хотело бы, чтобы ее членами стали эти государства, то были бы более действенные реальные шаги в этом направлении. На сегодняшний день Грузия по факту от сотрудничества с НАТО больше потеряла, и конкретно можно привести события, имевшие место быть 8 августа 2008 года. Я вас уверяю, если бы не сотрудничество с НАТО грузинская армия никогда бы не потеряла 20 % своей территории. Это факт. Далее. Для Азербайджана сотрудничество с НАТО — это коренной перелом военно-стратегический, коренной перелом построения вооруженных сил, он уже сказывается негативно, потому что часть основная часть военного снаряжения и военной техники — это наследство от СССР. Это очень непропорционально ложиться на бюджет Азербайджана. Да, он большой, порядка 3,7 миллиарда долларов. Но именно поэтому он и большой. Дальше. Для Армении вопрос НАТО не актуален ни в какой плоскости. Ну по крайней мере, действующие лица, которые являются политической элитой этой страны на сегодняшний день для них этот вопрос не актуален. Он не злободневен, он не обсуждается.
— Почему Армения, член ОДКБ, не протестует?
— Во-первых в пятницу было сделано заявление. Еще на сегодняшний день не настало время для того, чтобы его внимательно проанализировать. Я сомневаюсь, что в политических кругах Армении придали этому заявлению серьезное значение. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что серьезного анализа не было. Дальше. Дело в том, что после заявления, которое было 3 сентября 2013 года Сержа Саргсяна о том, что будет вектор на евразийскую интеграцию взят, и он реально взят. Ну, я не знаю насколько можно реально прогнозировать сценарий улучшения отношений НАТО и Армении.
— Если конфликты в Азербайджане, Грузии и Молдове понятны, то какие с точки зрения НАТО, по-вашему, проблемы суверенитета и территориальной целостности имеются Армении?
— Вы знаете, НАТО — это не активный политический переговорный актор, тем более военный актор в Закавказье, имеется в виду конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Действует минская группа ОБСЕ. Крайне плохо и крайне отвратительно действует, но это действующая переговорная площадка. Последняя встреча в Сочи, которая была созвана по инициативе президента России, показывает, что действительно ситуация напряженная и эскалация военного конфликта возможна. НАТО на сегодняшний день никаких четких односложных заявлений по азербайджано-армянскому противостоянию или, как некоторые говорят, азербайджано-нагорнокарабахскому противостоянию не сделало. Вот нет такого заявления, нет позиции принципиальной. Исходя из вышеизложенного, я не могу делать предположение о том, на чьей стороне находится этот военно-политический союз. Очень трудно это предполагать и какие-то делать заявления и суждения высказывать по этому поводу, но с большой уверенностью можно сказать о том, что НАТО внимательнейшим образом мониторит ситуацию в зоне конфликта. Да, там работают инспекторы, которые регулярно делают соответствующие аналитические материалы. Это факт. Поэтому я могу ответить на вопрос так, резюмируя, что представления у НАТО, конечно же, на ситуацию в Закавказье и в частности на конфликт Нагорного Карабаха есть, но, конечно, озвучивать они его в масс-медиа не собираются и вряд ли будут.
— Возможно, цель — это как-то опять ослабить Россию?
— Ну, вы знаете, это такой популярный тренд у нашего брата аналитика — ослабить Россию. Вы знаете, я тут придерживаюсь больше того, что не враг силен, а мы слабы. Если мы будем реально сильны, то ни НАТО, ни Евросоюз, ни какая-то любая другая политическая военная структура не будет в состоянии надломить политический военный хребет России. Политический военный хребет России идет через Закавказье. Это надо четко признать. Политический военный хребет веками сложилось так, что он имеет свое продолжение в Грузии, в Армении, и в Азербайджане. Нравится это кому-то или не нравится, там есть наши политические военные интересы. И события 2008 года, и последующие события, связанные с укреплением нашего военного положения в Закавказье. А мы вошли в 2008 году в Закавказье, там оборудовав свои военные базы в Абхазии, Южной Осетии.
Читайте также:
Андрей Арешев: НАТО неприкрыто вмешивается в чужие дела
Виктор Надеин-Раевский: НАТО изначально заточено на экспансию
Карабахский конфликт затих. Надолго ли?
Читайте последние новости на сегодня, 8 сентября 2014 года