Владимир Путин на встрече в Минске отметил, что Россия выступает за единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока. "Мы за то, чтобы наладить более тесное взаимодействие между ЕС и Евразийским экономическим объединением, начать поиск путей сопряжения обоих интеграционных процессов", — сказал российский президент. Эти слова прозвучали довольно неожиданно на фоне санкционной войны, развязанной ЕС по отношению к России. Почему политика экономического изоляционизма является не лучшим выбором для России, Pravda.Ru рассказал вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
- Ваше отношение к инициативе? Весьма глобально звучит, а выполнимо?
— Евразийский союз создавался по модели Европейского союза и фактически проходит те же болезни роста, которые связаны с увеличением количества членов. Очевидно, что страны, которые достаточно активно торгуют на европейском направлении, к ним относятся Белоруссия, Российская Федерация, заинтересованы в том, чтобы выстроить нормальные эффективные отношения с рынками сбыта своей продукции. И к этим рынкам относятся страны Европейского союза. Понятно, что какое-то взаимодействие с ними необходимо будет выстраивать.
Россия и Белоруссия тоже нуждаются в сотрудничестве с ЕС, существование двух интеграционных платформ в полной изоляции друг от друга порождает целый ряд проблем, связанных, в том числе, и с ситуацией на Украине.
Украина фактически разрывается между двумя интеграционными проектами, хотя они друг другу не противоречат. Поэтому взаимодействие с Европой является очень правильным решением со стороны ЕврАзЭс.
Это требует серьезных усилий, и потребует не одного дня переговоров в широком формате. Но очевидно, что без таких переговоров осуществлять эффективное внешнее взаимодействие в интеграционной политике будет, скорее всего, сложно.
— Потери российской экономики от Евроассоциации Украины составят, по самым скромным оценкам, 100 миллиардов рублей. Под ударом окажутся целые сектора нашей промышленности и АПК. Как вы можете это заявление прокомментировать? Что в этой связи важно отметить?
— Тут стоит отметить, что большой риск составляет система так называемого реэкспорта или транзитного экспорта, который может быть открыт через Украину. Дело в том, что Украина имеет торговые преференции по торговле с Россией: в данном случае по целым категориям товаров упрощен грузооборот и снижены таможенные пошлины. Понятно, что Европейский союз хотел бы использовать Украину как посредника, чтобы воспользоваться этими торговыми льготами.
Это может нивелировать значительные российские проекты, которые во многом осуществились благодаря повышению таможенных пошлин на готовый автотранспорт, проекты, связанные с производством, экспортом продуктов питания.
Поэтому неопределенный статус Украины — очень серьезный фактор для российской экономики, это факт. Ввиду того, что Украина будет находиться одновременно в двух интеграционных проектах, взаимодействие с которыми до сих пор не налажено, она может быть использована как коридор, в том числе, для теневого экспорта, который грозит потерями, как для производителя, так и в целом для российского бюджета.
Так что нет ничего удивительного, что Москва пытается выстроить эффективное взаимодействие с Украиной. Собственно говоря, попытка систематизировать статус двух интеграционных площадок, и статус Украины как переходного моста между ними и лежит в основе нынешней минской встречи.
Читайте также:
Араик Степанян: Порошенко скоро придется подписывать договор о капитуляции
Александр Коновалов: Украине нужна помощь Запада, России — отмена санкций
Валерий Песецкий: Встреча в Минске нужна Порошенко для публичных обвинений в адрес России