Чрезвычайный и полномочный посол, доктор политических наук, главный научный сотрудник института США и Канады РАН, профессор МГИМО Александр Панов рассказал корреспонденту Pravda.Ru о нынешних геополитических тенденциях.
- Если посмотреть на «миротворческие» операции США в разных уголках планеты за последние 30 лет, то получается совсем безрадостная картина. Белый дом вмешивается тогда и туда, куда захочет, невзирая на мандат ООН, а порой и вовсе под надуманным предлогом. Неужели воспрепятствовать американской гегемонии могут только государства, располагающие ядерным оружием?
- Америка это империя, и империя стремится защитить свое любыми средствами. Поэтому, конечно, США не обращают внимание на такие мелочи, как они считают, как международное право, они толкуют его исключительно в своих собственных интересах. Недавно Обама выступал в Вест-Поинте, военной академии, и сказал, что Америка это исключительное государство, оно не подвержено каким-то международным ограничениям, они сами определяют, как они действуют. Поэтому, конечно, это самое сильное государство мира, самое могущественное, но здесь вопрос не стоит в том, кто его может сдерживать, здесь даже вопрос состоит в том, что, несмотря на свое могущество, США последнее время демонстрируют слабости, есть такое понятие, как предел силы, и этот предел силы уже достигнут. Мы знаем, что империи, какие бы они мощные не были, в конце концов, рушатся, это мы по истории хорошо знаем, начиная с Древнего Рима, в более близкие времена, и Британская Империя рухнула, и Советская империя рухнула. И США, добившись пика, сейчас находятся на уже склоне, поэтому как раз их стремления такие военные, это чаще которые проявляются, они как раз показатель не силы, а слабости, и где мы невидим, они проигрывают, даже применяя силу. Еще что может быть очень существенное, это то, что американцы теряют моральное лидерство, несмотря на привлекательность их государства, как богатого, они теряют в мире авторитет, моральный авторитет, это тоже серьезный минус для США.
- Западные футурологи, начиная, пожалуй, с известной работы Фрэнсиса Фукуямы о «конце истории», предрекали, что противостоять западному либерализму будет теперь радикальный ислам. На деле оказалось, что Штатам не столько нужна поддержка нашей страны в борьбе с мировым терроризмом, сколько уничтожение сильной и независимой России. Не натравливают ли США террористов на Россию?
- Я думаю, что такого пока не заметно. Просто этот терроризм в какой-то степени направляется против США, чем против России, и против Европы. Даже недавно объявили, что террористы готовятся провести какой-то серьезный теракт в Норвегии, казалось бы, очень благополучная страна, но те террористы, которые воевали в Сирии, которые граждане Норвегии, они как раз и собираются это сделать. В Европе сейчас таких несколько тысяч боевиков, которые уже проигравшие, они возвращаются, и могут нанести серьезный ущерб. Я уже не говорю о том, что Ирак попал полностью в такую ситуацию, когда явно страна распадается после вмешательства США, и этот терроризм направлен в значительной степени против тех, кого США там поставили. Я не думаю, что здесь, конечно, терроризм это международное явление, им угрожает и США, и России, и по всему миру, но я не думаю, что это как-то исключительно направлено против России.
- Во время своего недавнего выступления в Совбезе, президент Путин отметил, что «Россия, слава богу, не входит ни в какие альянсы. В этом тоже в значительной степени залог нашего суверенитета. Любая страна, которая в альянсы входит, сразу часть своего суверенитета отдает». Но СССР играл ведущую роль среди стран Организации Варшавского договора, как вы считаете у нынешней России нет возможности или желания противостоять США и их союзникам в составе дружественного альянса?
- Я не думаю, что вообще речь идет о том, что нужно противостоять США, в том военном смысле, как это было в период СССР, в этом нет никакой необходимости, и президент, неоднократно говорил о том, что у нас нет какой-то непосредственной военной угрозы. Создание таких коалиций вовсе не обязательно, чтобы себя защищать, есть более существенная возможность, это развитие собственной экономики, собственного государства, укрепление этого государства, о чем, собственно говоря, и президент и говорил, что укрепляя нашу внутреннюю государственность, становясь сильнее, мы как раз этим самим, обладая при этом ядерным потенциалом, мы можем себя самостоятельно защитить. Такой подход, когда обязательно нужно создавать какие-то военные союзы ,не обязателен, Китай тоже не вступает ни в какие военные союзы, и не собирается это делать, вполне на своем экономическом потенциале, мощи, он может создать свои вооруженные силы, и защищать свою национальную безопасность, тоже самое и мы.
- Российский президент - главный враг всех русофобов, хотя они пытаются представить все дело иначе. Тут стараются и западные спецслужбы, и западные СМИ. Как вы думаете, почему Путин пока не дает им жесткого ответа? Неужели с нашими ненавистниками можно договориться? Или, так и будем улыбаться друг другу, держа за спиной дубинку (причем надеемся, санкций, а не ядерную)?
- Вы знаете, по истории, если мы посмотрим, я недавно как-то обратил внимание, процитирую, такой был профессор Московского государственного университета в конце XIX века Печерин, он такое стихотворение6 написал: «Как сладостно отчизну ненавидеть и жаждать ее уничтожения». Вы знаете, у нас на Руси такие люди, они постоянно присутствуют, к счастью, они всегда были меньшинством, но бывало в истории, когда они серьезный нанесли ущерб. И здесь главное, конечно, консолидация общества, но необязательно проводить на основе каких-то репрессий. В конце концов, СССР проводил жесточайшее давление на какое-то инакомыслие, но это все равно ни к чему ни привело. Если государство не развивается, если государство не создает серьезное гражданское общество, которое объединяется вокруг национальной идеи и защиты государства, и нации. Здесь главное мне представляется, безусловно, решение наших собственных внутренних проблем, насколько успешно это будет решаться, тем меньше будет шансов у каких-то таких деятелей рассчитывать на то, что их прогнозы будут как-то сбываться.
Читайте также:
Зачем Америке нужен украинский плацдарм