Аджар Куртов: Разговоры про единое государство Курдистан - это фантазии

Способны ли последние событий в Ираке, где в очередной раз обострилась межнациональная и межконфессиональная борьба, спровоцировать создание независимого государства Курдистан? На этот и другие вопросы Pravda.Ru ответил историк, политолог, главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии" Аджар Куртов.

- После наступления исламистов в Ираке, появились сообщения, что курды захватили власть в провинции Киркук, является ли это шансом для воссоединения всего курдского народа и передела этой части мировой карты с образованием Курдистана? Ведь курды уже имеют атономию в Сирии, борются за автономию в Тукции, значительная их часть проживает в Иране.

- Курды имеют автономию в Ираке, и Киркук — спорная территория, на которую претендуют лурды и арабы одновременно. Это нефтеносный район, и поэтому на него претендуют разные этносы и политические силы в Ираке, но администартивный Киркук находился за пределами киркукской автономии. Иракские курды наладили достаточно успешное сотрудничество с Турцией по поставкам нефтепродуктов из иракского Курдистана. И это дает им возможность подкрепить свои претензии на политическую самостоятельность, под которой можно понимать и независимость курдской автономии как отдельного государства от власти Багдада, подкрепить ее весомыми экономическими ресурсами. Это серьезная проблема для Ирака, для сохранения целостности его, как государства. И, конечно, это возможный первый шаг для появления в политической карте мира полностью независимого курдского государства.

Что касается возможности объединения курдов в некое единое государственное образование, то об этом говорить рано, и скорей всего, до этого не дойдет. Исторически курды расселены, прежде всего, внутри четырех ближних средневосточных государств: Турции(где наибольшая часть курдов), Сирии, Иракаи Ирана. Существуют и крупные курдские общины и в других государствах, в том числе и Азербайджане, Армении, Туркменистане. В последний период времени курды решительно приблизились к тому, чтобы их политические амбиции были бы реализованы. Например, в Турции с относительным успехом ведутся переговоры между центральным правительством и организацией, которая всегда считалась экстремистской, с ее лидером, который сидит, а заключении, Аджаланом, по поводу определенных смягчений политики в отношении курдов.

И эта политика действительно имеет место быть, и под нажимом курдов и Европейского Союза. Та прежняя линия, которая была характерна на протяжении второй половины XX века для Анкары, которая не признавала курдов, как этническое меньшинство, имеющее право на собственный язык, систему образования, уходит в прошлое. Курды достаточно многого добились, но это еще не говорит о том, что Анкара, в частности, согласна на появление самостоятельного курдского государства. Максимум на что она может согласиться -децентрализацию -предоставление больших прав районам и провинциям, где преимущественное население курды.

Что касается других государств, помимо Ирака, то Иран и Сирия очень осторожно относятся к возможностям увеличения самостоятельности районов, населенных курдами. Но в Сирии идет война, и курды попали между молотом и наковальней. Они не угодны ни повстанцам, которые воюют против Башара Ассада, ни Башару Ассаду, который явялется сторонником централизованного сирийского государства.

В Иране курдов очень мало и используются репрессивные меры в отношении курдских, националистических сепаратистских организаций. И в Иране перспектив у курдов на получение самостоятельности очень мало. Поэтому, я считаю, что те события, которые сейчас происходят в Ираке, нельзя интерпретировать таким образом, что у курдов появляется большой шанс объединиться в некое единое государство. Кроме того, нужно прекрасно понимать, что под понятием курды мы понимаем некий этнос, который на самом деле состоит из множества разных субъектов. Это же Восток, там этносы живут племенами. И турецкие, скажем, курды, племена, которые проживают на территории турецкой республики, очень многое отличает от племен, которые тоже курды, но проживают в Иране. И исторически очень часто на протяжении XX-XXI веков бывали ситуации, когда какая-то часть курдов поднимала вооруженные восстания, а другая их часть не поддерживала, более того, и воевала с ними. То есть, курды не консолидированы на подлинно национальной основе, они разделены государственными границами, политическими предпочтениями, и поэтому говорить о том, что близок тот день, когда на карте может появиться единое государство Курдистан, в пределах границ, которые бы объединяли расселение курдских племен — фантазии.

Какова позиция США в отношении курдов? На этот счет есть разные мнения, но до сих пор Штаты ориентировались на мнение региональных держав. Как будет теперь?

— США очень цинично используют все народы, и курдов в том числе. Когда им было выгодно, они опирались на турецкие военные власти, во второй половине XX века, власти, которые расправлялись с курдским движением очень жестоко, нарушая гуманитарное право, право ведения войны, чему есть масса свидетельств. Но, с другой стороны, когда им было выгодно свалить Саддама Хусейна в Ираке, они использовали курдов Ирака в своих собственных интересах. То есть курды Ирака фактически поддерживали американские вторжения в эту страну и в первую войну в заливе, и вторую в 2003 году, и из-за получили американскую поддержку. Не было бы ее, никогда бы курдская автономия не состоялась бы. Все-таки курдов в численном отношении меньше, чем арабов в Ираке. Нужно прекрасно понимать, что американцам не выгодно иметь дело с крупными государствами, которые могут представлять такую геополитическую силу, даже и в региональном масштабе. а если речь идет о дроблении государств, то с мелкими странами американцам иметь ело гораздо легче. Их лидеров можно подкупать, переориентировать на поддержку сотрудничества США, и курды здесь не исключение.

— Какова политика РФ в отношении курдской проблемы?

— В советское время мы поддерживали очень большие связи с прокоммунистической рабочей партией Курдистана, возглавляемой Абдулой Джалланом и некоторыми курдскими группировками, которые находили в Ираке. А Джаллан в период существования Советского Союза был просоветски настроенным, он писал книжки, марксистские по своему идеологическому содержанию. Но, после того, как Россия рассталась с коммунистической доктриной, наше отношение к поддержке курдского движения, в том числе интеграционистского, (то есть за объединение, создание собственной государственности курдов), претерпело существенные изменения. Россия не поддерживает политику курдов, это не в ее инетерсах.

Читайте также:

Евгений Сатановский: Ирак разваливается, и это необратимо

Говорим об Ираке, Украина в уме

Ирак без Саддама: 10 лет спустя

Ирак под прицелом суннитских экстремистов

Демократия в Ираке: шииты против суннитов