Политолог Владимир Гельман, комментируя для Pravda. Ru политику двойных стандартов в восприятии Западом ситуаций в Сирии и на Украине заявил, что войны в этих двух странах сравнивать нельзя.
— Прошли выборы в Сирии, и Запад уже заявил, что это "фарс" и результаты не будут признаны. Ссылаются на гражданскую войну. Но в то же время выборы на Украине в условиях гражданской войны Запад признает. У России обратный подход. Кто же в данном случае пользуется двойными стандартами?
— Мне кажется, что вы смотрите на словосочетание "гражданская война", но не видите разницу. В России, как вы помните, в 90-е годы был конфликт в Чечне и выборы на территории Чечни не проводились. Тем не менее, результаты этих выборов, в общем, признавались и в России, и за пределами России. С этой точки зрения, происходящее на Украине гораздо ближе к конфликту в 90-е годы в Чечне.
Есть одна часть территории страны, на которой действуют сепаратисты, и центральное правительство не контролирует их и ведет с ними борьбу. Можно провести параллели между тем, что российские войска делали в 90-е годы в Чечне и тем, что украинские войска пытаются, менее успешно, чем российские, сделать в Донецке. Ситуация в Сирии все-таки очень сильно отличается, по масштабам конфликта (он охватывает значительно большую территорию, чем в Донбассе) и по масштабам бедствия.
Поэтому я бы согласился с тем, что выборы на Украине в гораздо большей степени соответствует стандартам конкурентных выборов, чем в Сирии, где масштабы войны все-таки совершенно другие, поэтому, мне кажется, говорить о двойных стандартах здесь было все-таки неправильно.
— Недавно на заседании Совбеза ООН Россия предложила организовать на Украине гуманитарные коридоры для беженцев.
Посол Литвы Раймонда Mурмокайте заметила, что Россия думает о поддержке гуманитарных коридоров в Украине — но не в Сирии.
"После четырех вето на резолюции по Сирии и после устойчивого неприятия любого здравомыслящего действия по гуманитарным вопросам в Сирии, подобные предложения по Украине выглядят по меньшей мере немного иронично, " сказала она. Это тоже обвинение РФ в двойных стандартах. Что вы думаете по этому вопросу?
— Я бы сказал так, это вопрос самой Украины, равно как и самой Сирии, то есть, грубо говоря, это их проблема, и проблема Украины, и проблема Сирии. С точки зрения Украины, сами разберутся, и с точки зрения Сирии, в общем, тоже сами разберутся.
— На создание бесполетной зоны требуется согласие Совбеза ООН, в Ливии РФ дала согласие на такую зону, в Сирии — нет? Пойдет ли РФ на одностороннее введение такой зоны?
— А как вы видите одностороннее введение беспилотной зоны? Вы поймите, беспилотная зона ведь регулируется диспетчерами, которые в свою очередь включены в международную сеть, то есть невозможно односторонне ввести беспилотную зону хотя бы чисто технически.
Сделать это в одностороннем порядке невозможно, а международные организации на это не пойдут. Еще раз: происходящее в Украине — это внутреннее дело самой Украины.
Украинское правительство, президент — да, они как бы делают так, как они считают нужным. Ведь российские власти в 90-е годы, в общем, тоже очень резко реагировали на требования наложить на Россию санкции за действия в Чечне. Это внутреннее дело России, российские власти делали так, как они считали нужным, боролись с сепаратистами, не думая о том, согласен кто-то с этим или нет.
Никто же не призывал вводить в Чечне беспилотную зону или что-то подобное, полагая, что российские власти как-то сами разберутся и решат. С украинскими властями ровно та же ситуация.
— Сегодня исполняется 25 лет со дня событий на площади Тяньаньмэнь. Можно ли здесь провести параллель с Майданом, в том плане, что решительное подавления беспорядков привело к процветающему Китаю, а нерешительность Януковича к гражданской войне? Где здесь искать золотую середину, и есть ли она?
— Вы знаете, это просто не о том. Успехи Китая были вызваны политикой экономических реформ, которые начались в Китае еще задолго до всяких Тяньаньмэней, первые из них были начаты в 78 году. Янукович никаких серьезных экономических реформ замечен не проводил, поэтому это просто не об этом.
— Чтобы проблема двойных стандартов перестала существовать, нужно ли признать, что в мире нет международного права, а побеждает более сильный и умный?
— На самом деле да, вопрос о том, что считается стандартом, а что нет, всякий раз решается теми, кто принимает решение. В данном случае этими полномочиями все страны наделили Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею ООН. Нравится нам какое-то решение или нет, не важно — может, это плохие решения, но если их будет каждый раз принимать кто-то сам, то будет намного хуже.
Я проведу параллели с футболом, чтобы было понятней. Всякий раз, когда судья решает, забит был гол по правилам или нет, понятно, что те, в чьи ворота забили гол, протестуют, а те, кто забил гол, считают, что они забили по правилам, а их противники были неправы. В общем, это не очень хороший вариант.
Но если бы не было судьи на поле, который принимает решение, кто прав, а кто нет, то вообще никакие бы футбольные матчи не заканчивались каким-то результатом, а заканчивались просто потасовками. Поэтому, соответственно, никакого другого решения быть не может. Возможно, это не очень хорошее решение, нам оно может не нравиться, но уверяю вас, что если бы таких решений не было, то мир бы просто погрузился в хаос и череду конфликтов. Так что худой мир лучше доброй ссоры.
— Вам не кажется, что международные институты стоит реформировать?
— Вы поймите, для того, чтобы их реформировать, нужно согласие всех участников. Достичь такого согласия крайне сложно, поэтому, соответственно, те институты, которые сейчас существуют, не идеальны. Есть вероятность, что их можно изменить к лучшему. Их можно уничтожить, но лучше от этого никому не будет.
Другие материалы по теме дня:
Бесполетная зона претит двуликому Янусу
Борис Кагарлицкий: Международное право — это право сильного
Андрей Кортунов: Опыт США в Ираке и Афганистане не прибавил им ни ума, ни силы
Читайте все подробности по теме дня в сюжете Юго-Восток: бесполетной зоне не быть? на Pravda. Ru.