Сергей Рекеда: Ситуация с Крымом заставила Латвию задуматься

Ситуация в Крыму послужила толчком для активизации русскоязычного населения в Латвии, воодушевленное лозунгом "русские своих не бросают". Главный редактор портал RuBaltic. Ru, руководитель дирекции Балтийских стран политологического центра "Север-Юг" Сергей Рекеда рассказал Pravda.Ru о последних новостях латвийской государственной политики по отношению к так называемым "негражданам".

— Проходят протесты против ассимиляции с "государственной нацией", а именно против перевода русских школ на латышский язык обучения. На какой стадии утверждения находится этот закон?

"Сама идея переводить школы нацменьшинств на латышский язык снова с появилась в начале этого года, когда было сформировано новое правительство Страуюмы. Эта идея исходила из кругов Национального объединения, которое входит в правительство. Премьерская партия "Единство" поддержало эту идею и включило в коалиционное соглашение между партиями. Но потом случилась ситуация на Украине, в Крыму, и эхо крымских событий довольно хорошо было слышно в Прибалтике. В частности, во-первых, всколыхнулась общественность, которая выступала против этого закона и, с другой стороны, сами элиты Латвии начали задумываться над более взвешенной политикой в отношении нацменьшинств.

И теперь на данный момент правительство заявляет о том, что они отложат реализацию данной реформы. Но хочу подчеркнуть, что отложить — не значит совсем отказаться от этих идей. Соответственно, и общественные акции протеста в Латвии не утихают. В частности, последние акции протеста были связаны с личностью латвийского омбудсмена, который, по мнению Конгресса неграждан Латвии, не выполняет своих непосредственных функций по защите прав человека, а является фигурой правящих элит, которая следит за официальной политикой в отношении нацменьшинств и заявляет, что эта политика полностью соответствует международным стандартам прав человека.

— Почему Латвия упорно выступает за сохранения статуса негражданина?

Потому что если убрать институт неграждан, это очень сильно повлияет на электоральное поле в Латвии. Тогда очень сильно усилится поддержка главной оппозиционной партии Центр согласия, которая и сейчас является самой популярной, а в этом случае ее позиции еще укрепятся, и в таком случае игнорировать ее, не включая в правительство, никак не получится.

Читайте также: Санкции Запада ударят по портам Прибалтики

Плюс, если убрать всех неграждан, то латвийское руководство получает 300 000 человек, которые нелояльны к той политике, которую они проводят. Если бы изначально этих неграждан не было, то эти люди могли бы постепенно как-то изменить свое отношение к политике властей, но сейчас это уже невозможно. Часть из этих трехсот тысяч граждан будет голосовать не только за Центр Согласия, но и за более радикальные партии.

— Какие у России есть рычаги давления, чтобы заставить Латвию отменять эти и другие дискриминационные законы в отношении русских?

Рычаги, которые у России, есть чисто дипломатического характера. Уполномоченный по правам человека российского МИД Константин Долгов высказывал идею, что было бы, наверное, продуктивно объединить усилия Брюсселя или политиков Западной Европы и России для решения проблем неграждан и нацменьшинств. Почему? Потому что Брюссель имеет авторитет и некоторые, тоже довольно слабые, рычаги давления на Латвию — как минимум политический вес и политический авторитет по отношению к элитам Латвии. А у России есть хорошая осведомленность о проблемах русскоязычного населения, которую, естественно, она готова предоставить брюссельским и европейским коллегам. В таком случае получился бы такой симбиоз, который мог бы привести к положительному результату. Но сама Европа сейчас, в принципе, не особо заинтересована в том, чтобы эту проблему как-то решать, она на нее сквозь пальцы смотрит и молчит, по большому счету.

— В октябре будут выборы в сейм Латвии. На какие партии могла бы сделать ставку Россия?

К: Я бы сказал так: пророссийских партий в Латвии нет, и в принципе и не особо нужно, чтобы они были. Важно, чтобы были какие-то прагматические политические силы. Такие политические силы есть, это, опять же, тот же самый Центр Согласия, который во главу угла ставит социально-экономические проблемы, а не идеологические и националистические вопросы, и, отталкиваясь от социально-экономических вопросов, неминуемо возникает потребность в развитии отношений и с российской экономикой, российским бизнесом. Соответственно, Центр Согласия на данный момент самая прагматичная политическая сила, с которой Россия могла бы выстроить очень конструктивные отношения, приди она к власти.

Еще одна политическая сила, которая тоже могла бы быть интересна для нас, это Союз зеленых крестьян, который тоже ориентируется на экономические вопросы, хотя у них националистическая риторика, по крайней мере раньше, была гораздо активнее, чем у Центра Согласия. Но тем не менее, в последнее время, особенно накануне выборов, наблюдается снижение националистических настроений в этой партии и большая ориентация на экономику. Я думаю, что коалиция Союза зеленых крестьян и Центра согласия могла бы иметь определенные перспективы.

— Министр обороны Латвии Раймонд Вейонис заявил, что такой аргумент, как оправдание вмешательства России в суверенные дела другой страны под предлогом защиты соотечественников, принадлежит худшим традициям 20-го века. По его словам, события, происходящее на Украине, могут стать опасным прецедентом, и это нужно учитывать, планируя дальнейшие меры по безопасности и обороне. Какие это меры? Оправданы ли они?

— Все меры, которые в данном контексте могут быть, это призывы политиков Прибалтики, не только Латвии, к усилению контингента НАТО в регионе. К этому вся истерика сводится — к призыву усилить НАТО. И плюс, Латвия должны по примеру Эстонии сама довести финансирование военной сферы, наконец, до 2 процентов ВВП, на что у них, собственно, денег и нет сейчас.