Историк и военный эксперт Борис Юлин накануне юбилея НАТО рассказал Pravda. Ru, что потеряет альянс от отказа сотрудничать с Россией.
— 4 апреля исполняется 65 лет со дня создания НАТО. Альянс возник на противостоянии с СССР — чем сейчас обусловлено его существование? Не отживший ли это рудимент в связи с тем, что сейчас нет Варшавского договора?
— Как он может быть отжившим рудиментом, когда он эффективно работает? Этот альянс обеспечивает господство стран, которые контролируют НАТО, то есть там есть основные члены НАТО и есть всякая мелкая шушера, которая туда входит, вроде стран Прибалтики. И интересы ведущих стран НАТО этот блок прекрасно обеспечивает, он обеспечивает им военное превосходство над любым потенциальным противником и позволяет диктовать свои условия в любой части мира, что мы видели на примере Ирака, Ливии, Афганистана. Это уже давным-давно альянс, который направлен не только против нас, хотя он остается направленным и против нас, но и против любых стран, типа Китая, которые являются региональным лидером и пытаются проводить свою самостоятельную политику. Какой же он отживший? Он наоборот, еще расширяется и базы новые строит.
— Вы можете вспомнить справедливые войны, которые вело НАТО?
— А что такое справедливая война? Смотря с чьей точки зрения она справедливая. Например то, что Альянс делал в Югославии с точки зрения руководителей косовских албанцев — справедливее некуда. То, что делал он в Ираке с точки зрения эмира Кувейта тоже абсолютно справедливые деяния.
Вопрос справедливости всегда зависит от точки зрения. На самом деле, войны которые вел блок НАТО, они касаются контроля над конкретными регионами, контроля над источниками сырья и, скажем так, военно-политического давления на тех, кто с ними в чем-то не согласен. Это инструмент агрессии. Оборонительных войн блок НАТО не вел никогда.
— Сейчас НАТО объявило о прекращении сотрудничества с РФ, а в чем оно заключалось и многое ли мы потеряли?
— Мы не потеряли практически ничего. Сотрудничество с НАТО, в первую очередь, нужно было, собственно говоря, тогда оно и было организовано, во времена президента Ельцина для того, чтобы обосновать его тезис о том, что у России нет внешних врагов.
Это был основной тезис его политики — что потенциальных противников у России нет.
Именно под обоснование этого проводилась система сотрудничества с НАТО, отправлялись небольшие группы военнослужащих, но никакого серьезного взаимопроникновения структур между Россией и НАТО не было.
Военные секреты НАТО нам, разумеется, никто не открывал. Самое большее в сотрудничестве России и НАТО осталось рамок этих структур — это снабжение войск НАТО в Афганистане с использованием терминала в Ульяновске. Так что разрыв сотрудничества немного наносит удар по НАТО и никакого удара не наносит по нам. Кроме того, это говорит нам, что внешний противник у нас таки есть.
— Россия стала заниматься своим ВПК. Обладает ли наша армия "умной обороной", то есть высокоточным оружием, которым по заявлениям НАТО они уже владеют и будут развивать?
— В принципе, если формально подходить, то такие элементы у нас есть, у нас есть высокоточное оружие, средства информационной борьбы, но проблема в том, что мы пропустили слишком большой период. У нас сейчас, в основном, устаревшее вооружение, у нас нет достаточной мощи военно-промышленного комплекса для быстрого перевооружения вооруженных сил, поэтому у нас новые технологии в основном представлены достаточно ограниченным количеством экземпляров. Т. е. до нормальной боеготовности в современной войне нашей армии еще далеко.
— Возможны ли войны между НАТО и Россией? Например, в третьих странах?
— Ну сейчас больше война идет не по типу, как противостояние, две огромных коалиции создали могучий фронт и рубятся друг с другом на этом фронте, как в Первую мировую. Уже во Вторую мировую картина немножечко изменилась, например, Финляндия, воевавшая с нами, не воевала с Англией и Францией. А Япония до 1945 г не воевала с ними, воюя с Англией и Францией. Такая своеобразная война была, ее стали рассматривать, как единую мировую уже после ее окончания.
Сейчас война, в принципе, очередная мировая, по сути, уже идет. Страны, которые проводили достаточно самостоятельную политику, ориентировавшиеся не на европейские страны, а на Китай, уже уничтожены — Ливия, Сирия. Судан, который тоже энергоносители продавал в основном Китаю, и который из-за этого разорван сейчас на 3 части.
Война сейчас в принципе идет, контроль над различными регионами мира со стороны блока НАТО усиливается, они захватывают стратегически важные районы, крупные источники сырья берут под свой контроль. Произойдет ли прямое военное противостояние России и блока НАТО — не знаю, но оцениваю это как не слишком вероятный сценарий.
Читайте также: Аждар Куртов: Прекращение сотрудничества России с НАТО совершенно не критично для России