Почему Саудовская Аравия, Бахрейн и ОАЭ приняли решение отозвать своих послов из Катара, Pravda.Ru спросила у арабиста Ефима Резвана, главного редактора журнала Manuscripta Orientalia.
— После того, как выяснилась бесперспективность участия Катара в сирийском конфликте, произошла смена эмира и полное переформатирование катарской политики. Катар был заинтересован в Сирии, в первую очередь, как в территории, через которую должен был пройти газопровод в Европу. Альтернативный проект — иранский, который должен пройти через Ирак, и опять же в Сирию, в район Средиземного моря.
После того, как Катар осознал, что история в Сирии бесконечная и бесперспективная, местная элита приняла достаточно жесткое решение, по существу сместила эмира, а его сын стал преемником. И сын стал проводить немного другую политику. Недавно министр иностранных дел Катара встречался с министром иностранных дел Ирана. В ходе встречи министр иностранных дел Ирана вынужден даже был опровергать идею о том, что заключается некий союз между Ираном и Катаром, что еще совсем недавно казалось абсолютно невозможной историей.
В основе конфликта — опять же тот же газопроводный проект. Катар в таком случае рассчитывает: коль скоро Иран побеждает в Сирии и будет строить свой газопровод, но у Ирана нет денег. Катар вкладывается в этот газопроводный проект и получает право прокачки своего топлива через совместный газопровод. Но ведя переговоры в этом направлении, он по существу становится на сторону Ирана в давнем цивилизационном споре, который существует в районе Персидского залива.
При том, что сам Катар является достаточно идеологически салафитстким государством, и ожидать от них вроде как сотрудничества с шиитами было сложно, но экономические интересы взяли верх. Партнеры Катара — Саудовская Аравия, Бахрейн и Эмираты этим очень озабочены, потому что их прежний союзник и даже застрельщик в ряде совместных проектов вдруг перекинулся на противоположную сторону.
Отзыв послов свидетельствует только о том, что монархи Персидского залива отчетливо осознали: Катар ведет свою игру. Более того, эта игра зашла настолько далеко, что речь идет не просто о каких-то вразумлениях, а о разрыве. Вот это мы и видим сейчас.