Так ли страшны для России санкции западных стран, Pravda.Ru спросила у директора Института стран СНГ Константина Затулина.
— Россия не дала себя деморализовать в украинском конфликте и вчера на СБ ООН показала, что действует строго легитимно. Однако, возможно, теперь надо перейти в наступление и отодвинуть Запад от российских границ. Где искать России союзников? С какими правительствами мы могли бы на эту тему вести диалог и по каким вопросам?
— Ситуация для России не новая, если вспоминать Александра III, и его мнение о том, сколько у России друзей в мире. Что касается, поиска союзников, то мне кажется, что в этом деле нынешнем нам вполне достаточно было бы сочувствия со стороны Белоруссии и Казахстана, об этом, мне кажется, говорил с руководством этих стран Владимир Путин вчера.
Мы оценили тот факт, что Китай поддержал наши усилия, но нам не требуется какой-либо помощи или содействия для того, чтобы выполнить свою миссию в отношениях с Украиной. Нам просто требуется, чтобы нам никто не помешал.
Конечно, мы бы не хотели никаких санкций, но эти санкции, которые сейчас бурно обсуждаются в западных форматах, на наш взгляд, бессмысленны, и важны для самого Запада. Замораживание наших активов, повлечет за собой замораживание наших долгов, а они равновелики.
Мы не предполагаем, что спрос на газ, который мы поставляем Европе, вдруг неожиданно упадет. Напротив, рынок показывает, что спрос на газ даже увеличивается с начала этих событий. Это понятно, на Западе запасаются газом, на всякий случай.
Никаких реально ущербных для России действий предпринять невозможно, за исключением, конечно, воздействия психологического и материального на ту часть нашей элиты, которая держит счета за рубежом, которых могут ограничить в поездках, расширив список Магнитского. но список Магнитского уже был прививкой, как мы помним, много было шума по поводу списка, однако, сказался ли этот список на жизни людей России? конечно же нет.
Более того, ограничение на пользование счетов наших олигархов, чиновников и так далее, только поможет начатой у нас в стране компании по национализации элиты, впредь будет неповадно складывать деньги за рубежом, а надо будет держать их в России.
Есть проблемы, связанные с курсом рубля, но вы сами понимаете, что удешевление рубля одновременно создает возможности для нашего экспорта, то есть, если для населения в целом видны негативные последствия, то для промышленности, для производящего сектора позитивные. Не видно здесь серьезных возможностей для запада, кроме психологического воздействия, и попыток активизировать пятую колонну у нас в стране. Но мы уже привыкли, и знаем, каким образом пережить эти волнения.
— Почему бы, например, не принять Шотландию и Каталонию в Таможенный Союз?
— Шотландия с Каталонией ни в какой Таможенный союз не пойдут, это просто фантазии. Шотландия с Каталонией, как раз, постараются как можно меньше иметь дело, потому что они хотят быть паиньками перед Западом, имея собственный план.
— Почему наш МИД в этих вопросах ведет себя так нерешительно?
— Что вы хотите от нашего МИД? Что именно решительного должен сделать наш МИД? Что на этом этапе решительного, в чем есть потребность в отношении нашего МИД?
Я, например, не вижу. Во-первых, МИД в настоящий момент играет не первостепенную роль во всех событиях, главную роль, естественно, играет общее политическое руководство, при осуществлении контроля, а также военное руководство.
МИД в данном случае выполняет свою функцию, объясняет, купирует, (пытается, во всяком случае), негативные последствия, выполняет свою работу. Значит, поменяться местами, МИД с политическим руководством страны, не должен, и в этом смысле, честно говоря, не вижу основания для упрека на этом этапе нашему МИД.,
Упрек нашему, даже не МИД, а политическому руководству в том, что оно плохо подбирало кадры дипломатические для работы на Украине. Персона нашего посла является притчей во языцех, но это решение политического руководства, МИД просто взял под козырек. Сейчас-то этот вопрос не является сколько-нибудь важным, поскольку никакой функции нашего посла сейчас не просматривается в событиях, они уже вышли на другой уровень, гораздо более высокий.
— Может быть стоит задействовать Сноудена побольше, например, сливать через него информацию через СМИ? Или наши боятся реакции США или Сноудена жалко?
— Я не могу знать, я не знаю, может, мы и могли бы использовать, это немножко игра в какие-то заговоры и конспирологию. Зачем это? Сами себя что ли возбуждаем этим? Мы должны сосредоточиться на серьезных задачах. Серьезные задачи — это поддержать восток Украины. Вот как это сделать, не направляя войска, действуя политическими методами, вот это и есть главная проблема на сегодняшний день.
Читайте также: Сергей Глазьев: Санкции США на руку России
А что вы думаете о последних новостях о ситуации и событиях на Украине? Что будет с Украиной? Что будет с Крымом? Что вы думаете о вводе российских войск в Крым на Украину?