Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров прокомментировал ситуацию с Крымом в отношениях между Киевом и Москвой в свете противостояния пророссийских и прозападных сил на Украине.
— Является ли Крым раздражителем в российско-украинских отношениях или это надуманная проблема?
— Крым вообще является проблемой в двусторонних отношениях. Все понимают, в том числе и украинская сторона, что Крым был передан в состав Украины незаконно, волюнтаристским решением Хрущева. Мы знаем, как тогда принимались решения: Хрущев сказал, Президиум Верховного совета СССР быстро это все проштамповал. С людьми никто не проконсультировался, ни в Крыму, ни в самой России. Все-таки это была российская территория, как можно так взять и отдать?
Были похожие прецеденты, например, в Средней Азии. Таджикистан требовал от Узбекистана вернуть часть территории, так узбеки были категорически против. Между узбеками и казахами тоже были проблемы из-за различных районов, которые каждый считал своими. Между Азербайджаном и Арменией были проблемы из-за Нагорного Карабаха. Никто просто так не хотел отдавать свои территории. А тут просто взяли одним росчерком пера и отдали.
Конечно, все понимают, что это было незаконно. Когда Ельцин принимал решение, он мог бы не допустить передачи Крыма Украине в 1991 году. Стоило ему сказать, и украинская власть, которая тогда настолько стремилась к независимости, готова была отдать Крым. Но он даже не заикнулся, все отдал, только бы побыстрей самому власть захватить, совершенно безответственный человек. Сейчас такая сложилась ситуация, что не было бы Крыма в составе Украины, не было бы этой мощной проблемы в наших двусторонних отношениях.
— Насколько сильны пророссийские настроения на полуострове?
— Конечно, там сильны пророссийские настроения, но дело в том, что представители пророссийских сил переругались между собой. Это обычная история и касается не только Крыма, но и других восточных и южных районов Украины. Русские общины, пророссийские организации имеют очень амбициозных лидеров, которые хотят руководить сами и не могут договориться. Местные СБУ и другие киевские структуры засылают туда своих людей, чтобы они там склоки устраивали, чтобы не удалось создать единую мощную организацию.
Российская власть не занималась серьезно созданием проросийских сил на Украине. Речь идет не о том, чтобы это были силы, стремящиеся лишить Украину суверенитета, а о таких политических силах, которые выступали бы за дружбу с Россией, за интеграцию в Таможенный союз. У нас никто этим на занимался, а если кто-то и делает что-то, то не в том масштабе, который бы необходим.
— Как влияет на ситуацию в Крыму активность Турции или Китая?
— Не вижу какой-то активности Турции в Крыму. Отдельные заявления турецких представителей, это не представители даже, а какие-то журналисты, о том, что если Крым сейчас отделится, то на него имеет право претендовать Турция — это глупость. Если Крым был отдан Россией, то к России и должен вернуться.
Китай ведет на Украине свою политику, связанную с тем, чтобы экономически пробраться через Украину в Европу, застолбить позиции, в надежде, что Украина присоединится к ЕС в перспективе. Это затрагивает и Крым, однако Китай не выделяет особо Крым, он для него — общая стратегия по Украине.
— Насколько сильно влияние на ситуацию в автономии крымских татар? Актуальна ли проблема межнациональных отношений в Крыму?
— Конечно, татары влияют. Но тут речь идет не обо всех татарах, а о Меджлисе крымско-татарского народа, русофобской структуры, созданной для борьбы с местной русской общиной и вообще с русскими Крыма. Меджлис поддерживался властями в Киеве, чтобы перекрыть стремление к сближению с Россией.
Сейчас ситуация такая, что именно оппозиция и крымско-татарский Меджлис нашли общий язык. А Янукович, который тоже раньше заигрывал с Меджлисом, сейчас оказался в ситуации, когда они против него объединились с оппозицией. Крымско-татарский Меджлис — "крутой" только на словах. Как-то там они выступили, и там один армянин руководил милицией, то он так дал, что они все разбежались. Достаточно было одного армянина, а не русского, чтобы быстро с ними разобрались. Армяне особо миндальничать не будут, когда речь идет о турках или турецкоподданных. Так что если возникнет необходимость навести там порядок, то крымско-татарский Меджлис будет очень легко ликвидирован, и никто особо защищать его не будет.
— Насколько сильна "автономия" Крыма, полученная еще до распада СССР?
— В самом начале, когда президентом Крыма был Мешков, статус автономии был сильный. Затем различными законными и подзаконными актами его понизили. Сегодня ничто не мешает провести референдум, и не только в автономии его можно провести, можно в Луганской области референдум провести, это не проблема — провести референдум.
Но такие вещи не решаются в правовом поле, такие вещи решаются силой. А референдумы обычно просто легитимизируют новое соотношение сил, которое складывается в пользу присоединения Крыма к России. России не надо ограничиваться Крымом. Надо бороться за интеграцию в Таможенный союз не только Крыма, но и южных и восточных районов Украины, который традиционно входили в состав Русского государства.
Последние новости о ситуации на Украине: Российские авиаперевозчики ограничивают полеты на Украину
А что вы думаете о самых последних новостях о ситуации и событиях на Украине? Что вы думаете о результатах референдума в Крыму? Что будет с Крымом? Что будет с Украиной? Насколько реальна угроза войны за Крым?