Девальвация тенге выгодна финансистам и экспортерам – эксперт

Казахстан объявил о девальвации национальной валюты. Зачем это было сделано и кому это выгодно "Правде.Ру" рассказал заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

Чем был вызван этот шаг? Возникла острая необходимость?

— Сегодня утром Национальный банк республики Казахстан обнародовал заявление, в котором назвал пять причин такого шага. Частично с каждой из них можно согласиться, но основными, на мой взгляд, являются два момента. Во-первых, Нацбанк нес очень серьезные финансовые потери, осуществляя постоянно валютные интервенции для поддержания курса.

Золотовалютный резерв страны за 2013 год снизился на 13,5 процента, не в последнюю очередь как раз и по этой причине тоже. Видимо, в главном банке страны посчитали, что смысла поддерживать валюту на этом уровне уже нет.

Поступили ровно тем же способом, которым поступили пять лет назад, в начале февраля 2009 года, когда была первая девальвация. Тогда все было сделано один к одному, никто ничего не знал, валюта обвалилась примерно на 30 процентов, и установился курс 150-160 тенге за доллар. Сейчас делается тоже самое, то есть опускается еще на 30 процентов.

Моя жена сейчас в служебной командировке в Алма-Ате, и она говорит, что почти все обменники закрыты. Те немногие, что еще работают, продают доллар не по 180 -185 тенге, как предсказывает Нацбанк Казахстана, а по 200 и даже по 210. Это, видимо, первый шок. В перспективе маятник качнется и будет в тех пределах, в которых говорит Нацбанк: 185-186 тенге за доллар.

С одной стороны, это позволит сэкономить часть золотовалютных резервов, с другой снизит давление на валютно-финансовую сферу Казахстана. Она переживает не самые лучшие времена. Ведущие банки второго уровня до сих пор не оправились от шока 2007-2009 годов. И в определенном смысле девальвация тенге выгодна финансистам и экспортерам, а также сырьевикам.

Казахская экономика имеет преимущественно сырьевой характер, в гораздо большей степени, чем, допустим, Россия. Единственная отрасль экономики, которая приносит стране экспортную валюту, ориентирована на экспорт, это сырье углеводородов, металлов и всего остального.

Сырьевики будут в выигрыше, потому что так же точно, как во время девальвации 2009 года, и в России постепенной, и в Казахстане мгновенной, как и сейчас, можно будет наблюдать серьезный оживление на сырьевых рынках.

И это никто не скрывает, в сегодняшнем заявлении Национального банка прямо сказано, что Нацбанк рассчитывает на то, что экспортно-ориентированные отрасли экономики получат серьезный позитивный импульс от этого решения. Серьезного производства кроме как чего-то, связанного с сырьем, в Казахстане нет, поэтому ясно, что этот шаг делается в интересах сырьевых компаний и финансистов.

Как эта мера отразится на торговых отношениях внутри Таможенного союза и на России в частности?

— В Казахстане многие эксперты давно недовольны тем, что рубль, слабый в сравнении с тенге, дает российским производителям преференции на товарном рынке России. Почему прилавки всех торговых сетей Казахстана заполонила российская продукция (в большей мере) и белорусская (в меньшей мере)?

Не только из-за своего качества, но и из-за цены, в первую очередь. Более мягкий, по сравнению с тенге, рубль до девальвации позволял российским товаропроизводителям извлекать серьезную выгоду в торговле с Казахстаном.

Сейчас Казахстан пытается снизить этот барьер и получить те же самые преференции, какие имел сравнительно слабый рубль на рынке стран Таможенного союза. Можно ожидать, что рубль и тенге в определенном смысле уровняются. Тенге будет не настолько жестко привязан к доллару, как это было раньше, что даст казахстанскому бизнесу определенное поле для маневра.

Более слабый тенге выгоден экономике Казахстана. Однако рассчитывать на длительный и серьезный эффект от этого решения не стоит. Казахстанский Нацбанк не скрывает своего намерения перенести поддерживаемый валютный коридор на 30 тенге вперед.

Какой-то выигрыш от этого решения экономика Казахстана получит, но в итоге все вернется на круги своя. Лет через пять, если не раньше, надо будет снова, неожиданно для всех, в первую очередь для рядовых потребителей, принимать такого рода решения. Так что в определенном смысле это традиционная девальвация.