Мнение: У Германии нет желания решать вопросы только в своих интересах

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко рассказал "Правде.Ру", как он оценивает роль Германии в Евросоюзе.

- Можно ли сказать, что Германия является в Европе гегемоном или уже можно говорить о диктатуре? Есть у вас ощущение, что Германия стремится навязать свою собственную социально-экономическую модель другим государствам?

— Вы знаете, вопрос достаточно сложный, постараюсь его выразить несколькими тезисами. Первый тезис: безусловно, германская экономика — одна из самых сильных экономик не только в Европе, но и в мире. До недавних пор Германия придерживалась формулы "экономический гигант и политический карлик" — она старалась не вмешиваться в крупные внешнеполитические дела.

Однако на Мюнхенской конференции, которая состоялась совсем недавно, президент Германии заявил о том, что страна решила брать на себя более активную политическую роль в международных делах. Вот это такой сильный и качественно новый момент в оценке Германии.

Говорить о том, что она навязывает свои дела в Европе, будет не совсем верно, поскольку и нынешнее германское руководство и предыдущее было склонно к ведению переговоров со странами, которые условно называют флагманами Евросоюза: Италия, Франция, Великобритания.

— Каковы действия Германии в ближайшее время: введение немецкой марки и создание новой зоны? Или напротив, нас ждет борьба за евро и федерализм? Это выгодно Германии?

— Безусловно. Давайте начнем с того, что евро печатается в Германии и в принципе евро вводилось как эквивалент германской марки. Поэтому я думаю, вряд ли Германия будет отказываться от евро, поскольку, во-первых, это не в ее национальных интересах. Во-вторых, она являлась одним из авторов и сторонников введения евро. Ведь история евро не такая глубокая в практическом плане — она появилась только в 2000 году.

Не надо забывать, что евро — это гарантия от валютных скачков. Для крупного капитала была предложена такая идея, она сначала называлась валютная змейка, потом трансформировалась в идею виртуального евро. Заключается она в чем: когда подписывается много контрактов (торговые и экономические) в разных валютах, они в разное время реализуются. Соответственно, происходили потери при переходе из одной валюты в другую. Цена на одну валюту растет, на другую падает, если вы подписали контракт в одной валюте, а рассчитываетесь в другой, то теряете доходы.

Таким образом в свое время была введена единая валюта, которая компенсировала возможные переходы. Поэтому я не вижу каких-то оснований ни для Германии, ни для Франции, ни для Италии отказываться от евро. Я уже не говорю про другие страны.

— Как действовать другим странам Евросоюза? Есть ли у Германии оппозиция?

— Не будем забывать, что Германия в этом году временный член Совета Безопасности, кроме того идет разговор о том, что она претендует и большинство стран уже склоняется к тому, чтобы решить вопрос о возможном ее постоянном членстве в Совбезе ООН. В целом, на мой взгляд, внешняя политика Германии отличается сбалансированностью.

Заметьте, что в вопросах, которые были на слуху и были раздражителями международной жизни, она последовательно участвовала. Например, Германия заняла особую позицию по Ираку, требуя представить доказательства для возможного военного вмешательства. Я привожу пример не к тому, чтобы показать, что Германия фрондирует в западном сообществе, она просто, по моему мнению, ведет такую разумную и сбалансированную политику: исходит видимо все-таки из международной стабильности. Для нее предпочтительнее международная стабильность, чем какие-то заявления или претензии других стран на что-то.

— В чем вы видите причины плохого восприятия Германия во время кризиса, особенно в южной Европе, вспомним карикатуры на Ангелу Меркель в Греции в нацистской форме?

Тут надо различать политический уровень и реакцию населения. Если мы берем Германию и Грецию, и сравниваем их, то действительно во время второй мировой войны Греция была оккупирована фашистской Германией. Но позже Германия выплатила все контрибуции и с тех пор поддерживала устойчивый контакт. Кроме того, мало кому известно, но она является одним из поставщиков вооруженных сил Греции. Поэтому надо различать действительную политику и публичную, уличную оппозицию. Это разные вещи.

Не надо забывать, что Германия была инициатором создания так называемого стабилизационного фонда в Евросоюзе, основная задача которого была помочь Греции выйти из того состояния, в котором она оказалась. Эти усилия увечились успехом, фонд был создан и другие страны внесли деньги, хотя некоторые, Швеция, Финляндия, например, очень сопротивлялись этому, но все-таки внесли денежные средства.

Ситуация в Греции сейчас стабилизируется. По оценкам, которые дает такая авторитетная международная организация как Международный валютный фонд, через 2-3 года Греция вернется к нормальной экономической жизни. У Германии нет желания решать вопросы только в национальных интересах. Не хочу выступать ее адвокатом, просто ищу объективные факты.

Читайте также: Щупальца Четвертого рейха душат ЕС

Эксперт: Франция и Германия не смогут никого удержать в ЕС

Виктор Анпилов: Германия в экономике повторяет путь Гитлера

Все материалы по теме смотрите здесь.