Россия на год стала председателем "Большой восьмерки". Следующий саммит G8 состоится в начале июня в Сочи. О том, какие бонусы наша страна получит от председательства в "восьмерке", "Правде.Ру" рассказал генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Россия стала председателем G8. Какие вопросы будет ставить Россия?
— Программа "восьмерки" складывается из трех основных компонентов — вопросов, переходящих от одного саммита к другому. Здесь важна преемственность, нужно сохранить некую последовательность шагов "восьмерки" в отношении наиболее важных проблем.
Вторая группа вопросов — вопросы, которые лоббируются страной-председателем, отражают авторитет этот страны, но могут отражать авторитет и других стран тоже.
И третье — это ситуативные вопросы, которые возникают в связи с какими-то резкими изменениями в международной ситуации, с кризисами, новыми возможностями и проблемами, которые время от времени появляются.
Какую позицию занимает Россия?
— У нас в начале февраля состоится встреча шерп, а в конце января будет встреча подготовительная су-шерп, то есть заместителей шерпов, и российская сторона выдвигает согласованную с основными нашими ведомствами программу восьмерки. В нее входят вопросы терроризма, особенно в контексте международного сотрудничества по профилактике терроризма и радикализма.
Второй вопрос связан с наркотрафиком. Он завязан на альтернативной стратегии развития тех стран, которые сейчас производят наркотики. Третий вопрос касается кризисных ситуаций на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Четвертый вопрос — вопрос качества жизни с упором на профилактику наиболее опасных заболеваний и качество продовольствия. Наконец, пятый вопрос — это управление рисками, связанными с возможными изменениями климата, предотвращение техногенных и природных катастроф, и так далее.
Это основная повестка, которая сейчас предлагается, она будет меняться, после первой встречи шерп, наверное, будут какие-то другие предложения, возникнут иные темы.
Какие новые темы могут появиться?
— Путин после визита в Италию говорил, что миграция может стать темой "восьмерки".
По всей видимости, это будут темы переходящие в давильское соглашение, то есть, отношения стран "восьмерки" с арабским миром, это вопросы здравоохранения, и так далее. Но в целом, мне кажется, в ближайшие несколько недель повестка будет согласована в общих чертах, и, наверное, после этого она вряд ли изменится.
Какие мы можем получить бонусы от председательства?
— Всегда можно говорить о бонусах двух уровней. Есть бонусы общеполитические, которые хороши с точки зрения пиара нашей страны, и есть бонусы конкретные, которые связаны с принятием тех или иных документов, с принятием стратегий. Но это уже касается способности или неспособности страны-организатора продвинуть свою повестку дня.
Скажем, нас беспокоит ситуация с наркотиками в Афганистане. Если нам удастся что-то здесь продвинуть, это будет для нас, по всей видимости, очень важным решением "восьмерки". Нас там интересуют вопросы решения кризисов, скажем, в регионах, которые примыкают к нашим границам, если удастся здесь договориться, то, конечно, для нас это будет тоже своего рода бонус, поэтому страна-председатель имеет возможность ни то чтобы навязать, но как-то способствовать, чтобы ее повестка дня была учтена. В этом, конечно, преимущество G20 и G8.
Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон попросил помощи Путина как председателя "восьмерки" переубедить руководство Шотландии отказаться от референдума. Действительно ли Путин способен поставить такой вопрос на обсуждение? Свидетельствует ли это об увеличении его авторитета?
— Я думаю, что такое обращение говорит об определенных серьезных проблемах. Как говорят в Лондоне, этот шотландский референдум — несерьезное дело и, что решение его понятно, что шотландцы проголосуют против. И зачем тогда обращаться к каким-то внешним структурам для того, чтобы они повлияли на такой референдум?, Здесь, мне кажется, надо отметить, что ситуация в Шотландии достаточно серьезная.
Я не думаю, что решения "двадцатки" или "восьмерки" способны серьезно повлиять на исход референдума. Я допускаю, что какое-то политическое заявление "двадцатки" для Кэмерона было бы некой поддержкой, сохранением территориальной целостности Великобритании. Но не думаю, что Россия может как-то существенно повлиять на ход референдума в Шотландии.
Читайте также:
Лавров обвинил страны Запада в попытке нарушить договоренности G8
The Independent: Путин обвинил Кэмерона в поддержке тех, "кто ест органы своих врагов"
Россия первая среди стран "Большой восьмерки" и по росту ВВП, и по инфляции
А что, на ваш взгляд, даст России председательство в "Большой двадцатке"?