Сегодня стало известно, что камбоджийский суд отказал России в экстрадиции обвиняемого в мошенничестве бизнесмена Сергея Полонского и освободил его из тюрьмы под подписку о невыезде. Ранее в этой стране в отношении Полонского было возбуждено уголовное дело по обвинению в нападении на местных жителей и, по некоторым данным, он все еще находится под следствием.
Заместитель председателя Гильдии российских адвокатов Владимир Самарин в комментарии "Правде.Ру" пояснил, что именно можно ждать от камбоджийских властей в данном вопросе.
Первое, что меня смущает в этих сообщениях, что ни одна сторона не готова предъявить официальный акт. Адвокаты Полонского заявляют, что принято решение об отказе в экстрадиции, наша официальная пресса пишет, что этот вопрос вообще не рассматривался, и он будет рассмотрен только после того, как будет решен вопрос об ответственности Полонского перед законодательством Камбоджи. Моя точка зрения в этом вопросе следующая: отказ в экстрадиции может быть со стороны любого государства, в том числе и Камбоджи по следующим основаниям. Первое — если состава преступления, который вменяется обвиняемому, экстрадиции которого требуют, нет в законодательстве этого государства. Второе — если законодательство того государства, которое требует экстрадиции, предусматривает более суровые меры в отношении экстрадированного, чем это предусмотрено законодательством страны, где он пребывает.
Читайте также: Камбоджа отказывается экстрадировать Полонского в Россию
Бывает, что от страны, которая запрашивает экстрадицию, требуются гарантии в том, что не будут применены определенные меры, то есть тут нужны уже определенные соглашения, договоренности сторон. Но есть и еще маленький нюансик: если данный гражданин находится под следствием, либо под судом страны, из которой просят его экстрадировать, то вопрос об экстрадиции должен решаться только после того, как будет принято окончательное решение судебно-следственными органами данной страны. То есть тут принцип такой: "Ребята, он у нас наследил, мы сначала должны разобраться с его правонарушениями у нас в стране, потом передадим вам — разбирайтесь".
Так вот, мое мнение, с Полонским что сейчас происходит: он там набедокурил, привлечен к уголовной ответственности, и сейчас судебные органы Камбоджи должны рассмотреть вопрос его ответственности перед своим законодательством, перед своими гражданами. Если они закрывают уголовное преследование в отношение его, что я вполне допускаю, тогда поднимается тема экстрадиции. Я полагаю, что, скорее всего, сегодняшнее заседание было промежуточным. По логике вещей и по закону международного права, они должны сначала определить его меру ответственности перед своими гражданами. Если же они сразу говорят: "Нет, мы вам его не выдадим", здесь как я полагаю, на лицо нарушение международного права.
Кроме того, Полонский находится в розыске, объявленном Интерполом. Если камбоджийская сторона отказывается его экстрадировать и привлекать к ответственности, то это не снимает возможности ареста в других государствах. То есть в любом государстве, куда он приезжает, на паспортном контроле виден флажок "разыскивается Интерполом", его задерживают, и тогда уже это государство, где его задержали, будет рассматривать вопрос экстрадиции. Мое мнение, что все это должно происходить именно так, а что творится в королевстве Камбоджи, как они поступят — я не знаю, слишком специфическая страна. Я полагаю, что надо немножко подождать, когда появятся официальные документы, тогда можно будет возвращаться к этой проблематике.