В этом году Таджикистан встретит Новый год без елки, Деда Мороза и Снегурочки. Последние четыре года в стране ведется дискуссия о том, нужно ли отмечать этот праздник, поскольку он является христианским и чужд традициям мусульманского мира. Ситуацию "Правде.Ру" прокомментировал главный редактор журнала "Проблемы национальной стратегии", историк и политолог Аждар Куртов.
"Действительно, это необычно для уха и восприятия россиянина, но с точки зрения Центральной Азии я в этом не вижу ничего необычного. Начнем с того, что Новый год это не исключительно христианский праздник, у нас на Руси его не праздновался большую часть истории, и появился он только при Петре Первом.
Население Таджикистана на 96-98 процентов состоит из мусульман, суннитов в основном, за исключением тех, кто живет в Бадахшане, есть исмайлитская община, которая близка к шиитскому направлению ислама. С этой точки зрения для них Новый год — это действительно нетрадиционный праздник. Под новым годом здесь понимают Новруз — весенний праздник, который в другое совершенно время года празднуется.
То, что происходит сейчас, связано, во-первых, с тем, что Таджикистан и его нынешние власти сталкиваются с определенными вызовами. Дело в том, что после распада Советского союза как атеистического государства в центральной Азии, в Таджикистане особенно, наступил такой исламский ренессанс, то есть, возрождение исламской религии. Возрождение в бедной стране, которой является Таджикистан, а это одна из самых бедных республик СНГ, неизбежно было связано с тем, что они пустили в свою страну огромное количество исламских проповедников и литературы, тех, кто был готов вкладывать деньги в строительство мечетей, в выпуск литературы, в обучение кадров исламских улемов, не очень-то рассматривая, какое направление ислама они проповедуют. И среди этих, хлынувших в этот идеологический вакуум, образовавшийся после ухода коммунистов, в Таджикистане, равно как и в других государствах Центральной Азии новых проповедников неизбежно оказались сторонники радикальных исламских взглядов.
Читайте также: Россия - Средняя Азия: игра в поддавки
Не случайно, что Таджикистан погряз в гражданской войне с 1992 по 1997 год, и сейчас угроза радикального ислама здесь является одной из самых серьезных. Во-первых, влияет соседство с Афганистаном, где американцы выводят основной контингент со следующего года, что неизбежно приведет к возвращению талибов. Их сторонники из числа выходцев из Центральной Азии, того же Таджикистана, будут активизировать проникновение через границу и попытки установить исламские порядки уже в постсоветской Центральной Азии.
Во-вторых, Центральная Азия делится, строго говоря, на две группы: с одной стороны, это оседлые цивилизации, к которым относятся исторический Таджикистан и Узбекистан, с другой — кочевые, к каковым относятся Киргизия, Казахстан и Туркменистан. Так вот, в оседлых цивилизациях, а таджики это древний оседлый народ, степень распространения ислама всегда была большей. Там много святых мест, как и в Узбекистане, там большая степень почитания исламских святых, большая степень распространенности исламской религии, и поэтому более благодатная почва для проповедников, в том числе радикальных исламских взглядов. И поэтому Рахмон, в качестве превентивной меры, хочет показать, что он истинный мусульманин, а его страна в такой мягкой форме пытается привить исламские традиции в противовес христианским. Я думаю, отсюда ноги растут", - сказал Аждар Куртов.