Эксперт: Вильнюсский саммит отчасти достиг своей цели

Грузия и Молдавия парафировали соглашения об ассоциации с ЕС, поэтому саммит Восточного партнерства отчасти достиг своей цели, заявил в интервью "Правде.Ру" доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.

Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что результаты встречи в Вильнюсе в любом случае будут положительными. "Страны, участвующие в программе "Восточное партнерство", осуществили значительные реформы", — сказала она. О каких реформах идет речь? И каковы итоги саммита, по-вашему?

— Главные результаты саммита очень разноречивы, потому что, с одной стороны, две страны подписали соглашения все же подписали. Это Грузия и Молдавия. То есть саммит частично достиг своей цели. С другой стороны, основной интригой саммита была ситуация с Украиной, которая в последний момент отказалась подписывать соглашение об ассоциации.

В стране, как мы знаем, ситуация достаточно обострилась, этот вопрос внезапно стал оселком консолидации, или наоборот размежевания украинского общества. С другой стороны, эта проблема актуализировала вопросы об отношения ЕС и России, потому что в этой ситуации Россия и ЕС оказались по разные стороны баррикады, и в этом смысле отсутствие результата — тоже результат, поскольку он проясняет, до какого предела стороны готовы идти на взаимодействие.

Выяснилось, что по поводу Украины, например, позиции ЕС и России диаметрально противоположены, и это ставит некий предел в возможности взаимодействия Москвы и ЕС в целом. Поэтому это тоже результат. Кроме всего прочего, независимо от того, подписал Киев соглашение об ассоциации или нет, он наряду с другими странами, которые подписали это соглашение, действительно реализовал ряд реформ, которые хотя бы отчасти приблизили Украину, как и другие страны, к неким правовым и политическим нормам ЕС.

В этом смысле это длительный процесс, который может сказаться и через 4 года, и через 5 лет. Поэтому в этом смысле Грибаускайте от части права.

Ничего не пишут об участии представителей Армении и Белоруссии (находятся в интеграции с ТС), были ли они там? Каковы их задач?

— Я не знаю, были ли она на саммите, но в любом случае, их задачи были крайне формальны. Потому что они сейчас избирают совершенно другой вектор, грубо говоря, им там присутствовать и незачем.

Если Грузинам поставят условие не возбуждать уголовное дело против Саакашвили, подпишут ли они договор через год?

— Я не думаю, что перед грузинами поставят подобное условие. Но это частность. Судьба Саакашвили не столь принципиальна. Грузины могут и не возбуждать против него уголовное дело, а могут и возбудить. Для судьбы Грузии это мало что означает.

Доживет ли Восточное партнерство до следующего года?

— Это мне прокомментировать сложнее. Потому что Азербайджан очень специфическая страна, он пользуется тем, что у него много ресурсов и ведет очень независимую политику, как внешнюю, так и внутреннюю. И внутренняя политика не соответствует критериям Европейского союза. Подписывать какие-либо соглашения в этом смысле для Азербайджана значит связывать себя.

Я думаю, что Восточное партнерство доживет до следующего года, минимум.

Как вы считаете, удастся ли евроэмиссарам в будущем оторвать Украину от России или мы сможем договориться с братьями-славянами? Доживет ли "Восточное партнерство" до следующего года?