Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин в интервью "Правде.Ру" прокомментировал саммит Восточного партнерства, который проходит в эти дни в Вильнюсе.
Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что результаты встречи в Вильнюсе в любом случае будут положительными. "Страны, участвующие в программе "Восточное партнерство", осуществили значительные реформы", — сказала она. О каких реформах идет речь? И каковы итоги саммита, по-вашему?
— Вообще, страны СНГ развиваются, принимают общецивилизованные законы. Евросоюз считает, что они это делают, глядя на ЕС и по инициативе ЕС. Это весомая подмена понятий. Если говорить об итогах саммита, то, безусловно, он провален полностью, сколько бы они не делали красивых лиц.
Ничего не пишут об участии представителей Армении и Белоруссии (находятся в интеграции с ТС), были ли они там? Каковы их задачи, если остались?
— Я, честно говоря, не знаю, были ли они там, но, по крайней мере, Армения твердо сказала, что она решила вступать в Таможенный союз. А Белоруссия и не собиралась выписывать какую-либо ассоциацию пока что.
А такое требование разве выдвигалось?
— Мне кажется, сначала должны быть выдвинуты эти условия, а потом мы должны прогнозировать.
В каком случае Молдавия может не подписать договор и почему отказался подписывать что-либо Азербайджан?
— Молдавия не подпишет договор, если власть переменится, а это может произойти. Азербайджан, видимо, посчитал, что Европейский союз и ассоциация тех, кто вокруг него, это, в первую очередь, страны, которые имеют дефицит ресурсов. Азербайджан к таким странам, как известно, не относится.
Поэтому, безусловно, вся идея Восточного партнерства, инициированная из-за океана, и реализовавшаяся, так называемыми, молодыми членами Евросоюза, в первую очередь Польшей, Венгрией, полностью провалилась, потому что старые члены ЕС не выделили на эту программу каких-либо серьезных финансовых средств, кроме, что называется, представительских. Имеется в виду, в широком плане, в том числе, и на подкуп политических лиц стран.
Согласны ли вы с точкой зрения Владимира Жарихина? Действительно ли, будь у новых членов ЕС больше денег, итоги саммита были бы другими?