Проект СНГ — имиджевый, политический проект на постсоветском пространстве, основная цель которого — использование оставшихся после развала СССР ресурсов, заявил "Правде.Ру" старший научный сотрудник Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Сергей Пухов.
Как вы думаете, нужно ли развивать СНГ? Если да, тогда как?
— Промышленные комплексы, которые оказались по разные стороны от границ, их совместное использование не утратило своей актуальности. И если их полностью задействовать, то положительный эффект можно ожидать от интеграционных связей. В тоже время, надо иметь ввиду, что в значительной степени интеграция базируется на сырьевых ресурсах Казахстана и России, поэтому тут нужно в комплексе все смотреть, для каких-то стран выгоден проект, для каких-то в большой степени имиджевый. Я думаю, что для России в первую очередь имиджевый.
На последнем саммите в Белоруссии приняли участие главы всех государств Содружества, кроме Киргизии и Туркменистана. Это означает, что им СНГ особенно не очень нужен?
— Не мне судить. Я думаю, что каждая страна сама определяет свой вектор интеграции и здесь насильно заставлять участвовать в тех или иных интеграционных процессах бессмысленно, только добровольное участие, взвешенное, экономически целесообразное, если этого нет, приехали там они или не приехали, это не играет ключевой роли.
Зачем СНГ России и Украине?
— Я думаю, что есть определенный потенциал расширения торговли, основанный на таком рациональном использовании ресурсов имеющихся, то есть речь идет о том, что развивать надо те направления, которые наиболее конкурентоспособны в каждой из стран. В Белоруссии, например, это продовольствие, машиностроение. Надо, в первую очередь, развивать эти направления, а там, где менее конкурентноспособное производство, отдавать тем странам, в которых это лучше поставлено.
Поэтому здесь, наверное, все-таки есть определенный ресурс для расширения торговли, главное, как им воспользоваться. Перспективы всегда есть, но не всегда удается организовать ее. Пример СНГ в какой-то степени, в большой степени, пример того, как трудно реализовывать преимущества, которые были, еще сохранились от Советского Союза, потому что, сколько уже существует СНГ, а все как бы, в большей степени, направленность в разные стороны, нежели чем на интеграцию.
На заседании Совета глав государств СНГ, которое прошло в Минске 25 октября были подписаны ряд документов, в том числе — Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции. О какой коррупции идет речь?
— Коррупция есть в любой стране, и чем больше власти у одного человека, тем больше поводов для коррупции. Поэтому тут, наверное, в равной степени всех касается. Но в большей степени, это такой не имиджевый, я даже не знаю, есть некоторое такое требование современности, тенденция на борьбу с коррупцией она по всему миру сейчас имеет место. И в рамках этих тенденций движется любая страна, в том числе какие-то региональные объединения, в том числе и наши страны, поэтому тут, скорее всего, следование тенденциям. Я все равно представляю, что в рамках нынешних институтов какая-то борьба с коррупцией принципиально возможна и даст положительные принципиальны результаты. Пока не будет реформирована судебная система, и все, что связано с так называемыми институтами. Пока этого не произойдет борьба с коррупцией больше напоминает дон-кихотство.
Эксперт объяснил, зачем России СНГ
Дорогие читатели, пожалуйста, высказывайте в комментариях свое мнение по этой теме. Более подробный материал об СНГ вы сможете прочитать на нашем сайте в ближайшее время.