В США проходят протесты граждан против оправдания убийцы 17-летнего подростка. Ситуацию "Правде.Ру" прокомментировал заместитель директора Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов.
В США вот уже несколько десятилетий отмечается явление, называемое "расизмом наоборот". Раньше считалось, что проявление расизма исходило со стороны белого населения в отношении черных американцев. Но в 60-е годы прошлого столетия черные американцы постепенно завоевывали свои политические, экономические и гражданские права и превратились сегодня в достаточно мощную общественную силу. Уже никого не удивляет то, что представители черных время от времени появляются в политической элите США, и что черный президент сидит в Белом доме. И многие черные воспринимают решение суда по оправданию Циммермана как некая несправедливость, это такой своеобразный протест с расовым подтекстом.
Следует иметь ввиду, что все небелое население США последние несколько лет очень сильно активизировалось. Это проявляется, прежде всего, на выборах и, главным образом, на президентских. Выборы Обамы в 2008 году и последние президентские выборы свидетельствуют о том, что та часть американского электората, которая традиционно называлась спящим электоратом, проснулась и выражает свое мнение по самым разным проблемам, особенно тем, которые касаются лично их и воспринимаются ими как ущемление их собственного самосознания.
Данное решение присяжных спровоцировало такой взрыв и воспринимается как несправедливое, которое в случае, если бы жертва и убийца поменялись бы ролями или цветом кожи, было бы другим — так это воспринимается общественным сознанием. Ставится под сомнение решение жюри присяжных, им вменяется в вину то, что они руководствовались расовыми предрассудками. Я воспринимаю реакцию черных американцев на решение жюри присяжных именно исходя из этих позиций.
Надо еще смотреть состав жюри, что это были за люди. Возможно, состав жюри тоже провоцирует к такой реакции. Если большинство было белых граждан, то следовало ожидать такой реакции черных. Несколько лет назад был аналогичный случай, было преступление подобного типа, и белое жюри оправдало белого преступника, и тогда тоже был большой всплеск недовольства.