На северо-западе Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в результате беспорядков погибли около 30 человек. О значении этого события "Правде.Ру" рассказал заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук Андрей Островский.
"Данный инцидент являет собой попытку обострить ситуацию. Деньги вбрасываются через мусульманские экстремистские организации, что там происходит, всем известно, это в точности как у нас в Чечне или как и в Сирии, сценарий одинаковый. Произошедшее надо рассматривать не как отдельное событие, а в непосредственной связи с "арабской весной".
Дальнейшее развитие событий зависит от властей. Если власти могут противостоять, дело обычно давится в зародыше. Если не могут, ситуация обостряется, как в Сирии. В Китае меры принимаются достаточно жестко, тем более что недавно, 5 июня, была годовщина трагических событий на площади Тяньаньмэнь.
Например, власти принимают все необходимые охранные меры, в том числе меры досмотра в аэропортах. Наша делегация недавно была в Урумчи, так у там вытряхивали все, без лишних слов конфисковали перочинные ножницы".
Сообщается, что в регионе действует экстремистская организация "Исламское движение Восточного Туркестана"?
Да, действует уже много лет. Более того, совсем недавно, две или три недели назад, в уезде Бачу на западе Синьцзян-Уйгурского автономного района задержана группа экстремистов из этой организации. Самая большая проблема заключается в том, что там есть территории, где живут уйгуры (прим. — представители этнического меньшинства в Китае), которые практически не хотят даже учить китайский язык. Чисто сепаратистские движения. Неграмотные уйгуры являются основными объектами организаций типа "Исламское движение Восточного Туркестана". В СУАР действует не одна такая организация, там их 7 или 8".
Можно ли их уничтожить?
Деревню же вы не уничтожите, это как басмачи (прим. — военно-политическое партизанское движение местного населения Средней Азии, возникшее после революции 1917 года), ситуация совершенно такая же.