На предстоящих в сентябре парламентских выборах в Бундестаг ФРГ примет участие недавно зарегистрированная партия "Альтернатива для Германии", активисты которой, в частности, выступают против единой европейской валюты. Не исключено, что в свете финансового кризиса в Еврозоне партия найдет своих сторонников. Мы попросили прокомментировать ситуацию вокруг евро руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Владислава Белова.
— Германия никогда не была сторонником единой валюты, к этому ее принудила Франция. Миттеран (президент Франции с 1981 по 1995 годы — ред.) убедил Коля (федеральный канцлер ФРГ с 1982–1998 гг., — ред.) в том, что Франция займет позитивную конструктивную позицию в отношении Германии в том случае, если ФРГ как единая страна откажется от своей валюты и пойдет на встречу устремлениям Франции в создании будущей Еврозоны.
Еврозона была "испечена" на скорую руку, было много недостроенных вещей, отсутствовали политическая конфедерация, единая бюджетная политика. Все прекрасно понимали, что когда-нибудь будут существенные проблемы. С этими проблемами, в первую очередь, столкнулись Германия и Франция в 2003 году, когда они должны были платит штрафы.
Теоретически идея еврозоны прекрасна, как и идея единого экономически-валютного союза. Все страны получили прибыль, не только ФРГ и Франция, но и те же Испания, Португалия, которые жили за счет Евросоюза безбедно 10 лет. И потом стали жаловаться, что им приходится, как и Греции, расплачиваться по счетам. Резко возросли госрасходы, фактически не было инфляции и т. д.
Противники единой валюты в Германии были изначально, сколько существует еврозона или когда ввели евро в 2009 году, все 14 лет. Сейчас противники просто используют возможность отпереться на протестные настроения, связанные не только с евро, но и с протестным потенциалом, присущим любой стране. Например, в Германии отсутствует графа "против всех", и если бы она была, то там была бы примерно пятая часть электората.
Так называемые народные партии, стоящие у власти и в оппозиции, сейчас находятся в поисках своей идентичности. Это сложный поиск, поэтому партии давно пользуются протестным настроением на земельном уровне. Так, в 90-е годы была Партия против гамбургеров, сейчас Партия Пиратов и т. д. Это партии не однодневки, но они не предлагали избирателю свою программу.
Альтернативные партии, которые сейчас в первую главу угла ставят антиевро-настроения, имеют возможность представить целостную программу. И хотя я скептически к этому отношусь, но судя по выступлениям известных предпринимателей-бизнесменов и политиков, которые ратуют за выход Германии из зоны евро, это очень красивые и разумные выступления, если не наделают ошибок до 22 сентября.
Кстати, в Германии для создания партии достаточно трех человек, создается союз по интересам, который потом заявляет права на партию. Проблем в создании партии нет, проблема будет в сборе протестного электората. Подчеркиваю, евро — это только один из пунктов. Поэтому, как и в Италии Беппе Грило (комик, основатель протестного политического движения — ред.) и "Пять звезд", получившие невероятно большое количество голосов, новая партия ФРГ может рассчитывать на голоса сторонников Пиратов и расположить избирателей к себе.
Это не значит, что люди будут против евро, это значит, что будет показано ведущим париям — есть протест, он как та щука в пруду демократии, чтобы караси не дремали, а работали, потому что ни одна из ведущих парий не может похвастать четким видением будущего развития Германии.
У Германии есть проблемы, связанные не только с евро. Вообще евро — это доброе дело, имеющее большие преимущества для всех стран. Но надо действовать очень аккуратно. Маастрихский критерий и Лиссабоский договор предусматривают создание в будущем не только экономически — валютного, но и политического союза, и ФРГ и Франция являются якорными странами, на которые эти процессы опираются. И если даже говорить про Германию, которая якобы пользуется рынками еврозоны, я могу возразить, что и страны Еврозы также пользуются рынками ФРГ, экспортируют в страну существенную часть товаров. У Германии есть плюс, но это не значит, что она зарабатывает на этом больше, чем другие страны. Если бы она только экспортировала, она еще и существенно импортирует.
Мой комментарий к этой партии — шансы есть, что партия преодолеет 5-процентный барьер, они пока минимальные, но шансы с каждым днем увеличиваются.