В минувшую пятницу в Алматы состоялась встреча премьер-министров стран Евразийского экономического союза - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. Подводя итоги саммита, аналитики в очередной вопрос задали вопрос: а почему соседний Таджикистан не спешит вступать в ЕАЭС? И почему Узбекистан и Азербайджан все больше дистанцируются от этого интеграционного объединения?
Упорное нежелание Душанбе подавать заявку на вступление в ЕАЭС попытался на днях обосновать заместитель начальника Таможенной службы Таджикистана Азим Турсунзода. «Экономическая ситуация в странах Таможенного союза постоянно меняется, - пояснил он. - И мы не можем говорить, что любой союз несет только положительные тенденции. Отношения между странами ЕАЭС не всегда простые, поэтому Таджикистану лучше семь раз отмерить, один раз отрезать».
На упомянутом саммите в Алматы глава правительства России Дмитрий Медведев заявил: «Больше всего проблем ЕАЭС связано со сферой таможенного и технического регулирования услуг». Поэтому он призвал страны ЕАЭС внедрять союзный Таможенный кодекс в национальное законодательство. Иными словами, Москва предлагает своим партнерам по ЕАЭС привести свое внутреннее законодательство в соответствие к критериями Евразийского экономического союза.И, видимо, такая постановка вопроса еще более усиливает нерешительность Душанбе в вопросе вступления в ЕАЭС.
По сути речь идет о том, что национальное законодательство должно подчиняться директивам руководящих органов ЕАЭС, а это означает потерю самостоятельности правительства Таджикистана. Впрочем, такая же коллизия существует между Еврокомиссией в Брюсселе и правительствами стран-членов ЕС в ведущих столицах Старого континента. Если Таджикистан лишь тянет время, но обещает Москве обязательно вступить в ЕАЭС в обозримом будущем, то другие три страны СНГ - Азербайджан, Узбекистан и Туркмения - уже сняли вопрос о своем возможном членстве с повестки дня. Ответ прост. Все три страны являются членами «Движения неприсоединения» (англ. Non-Alignment Movement) - международной организации, объединяющей 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках.
Туркмения и Азербайджан сразу после распада СССР заявили, что не собираются вступать в ОДКБ, а Узбекистан лишь в сентябре 2017 года с трибуны Генассамблеи ООН окончательно объявил, что возвращаться в ОДКБ не намерен, так как Ташкент вступил в Движение неприсоединения. Это означает, что вопрос о возможном размещении в Узбекистане военной базы России также уже утратил актуальность.
Окончательно отказавшись от членства в ОДКБ, Баку и Ташкент также решили дистанцироваться от ЕАЭС, так как стремятся ослабить свою зависимость от Москвы не только в военной сфере, но и в области торгово-экономических отношений. Что касается нежелания Ташкента вступать в ЕАЭС, то, по мнению экспертов, оно в немалой степени связано с активной экспансией Поднебесной в Центральной Азии. Пекин вложил миллиарды долларов в модернизацию экономики стран региона и готов инвестировать свои средства в масштабный проект строительства железной дороги между Китаем и Центральной Азией.
Сегодня Китай - крупнейший внешнеторговый партнер Узбекистана. В ходе визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Китай в мае 2017 г. были подписаны договоры на поставку продукции и инвестиционных соглашений на $22 млрд. Так что экономическая экспансия Поднебесной в Узбекистан стала реальностью.Таким образом, Поднебесная перетягивает на свою сторону республики Центральной Азии и пытается лишить Москву роли мощного экономического локомотива, который мог бы потянуть за собой хрупкую экономику стран Центральной Азии. При этом, в отличие от Москвы, Пекин готов вкладывать в экономику стран региона миллиарды долларов
Комментарий политического обозревателя Pravda.ru Айдына Мехтиева