Новосибирский суд принял необычное, но полезное для многих граждан решение, рассмотрев спор между пассажирами и крупной авиакомпанией.
Суть спора, на который обратил внимание информационно-правовой портал Гарант. РУ, заключается в следующем. Молодожёны приобрели билеты на самолёт для своего свадебного путешествия через мобильное приложение авиаперевозчика. Невеста, часто летавшая этой авиакомпанией и имевшая специальный статус, позволявший бесплатно бронировать места, забронировала себе и мужу два места рядом в 10-м ряду.
Однако за сутки до вылета при автоматической регистрации им назначили места в разных концах самолёта, невесте досталось место в хвосте у туалета.
После долгих переговоров на стойке регистрации паре все же выдали посадочные талоны на места рядом, но в другом ряду. Когда они поднялись на борт, то обнаружили, что изначально забронированные места были свободны.
Молодожёны обратились в суд с требованием о возмещении морального ущерба, но суд первой инстанции им отказал. Однако областной суд принял их сторону. Вот его доводы.
По статье 426 Гражданского кодекса РФ, договор перевозки транспортом общего пользования, включая воздушный транспорт, является публичным договором. Программа лояльности авиакомпании содержит поощрения для часто летающих пассажиров и таким образом включает условия публичного договора между компанией и пассажирами.
Согласно разъяснениям Пленума ВС (от 25.12.2018 N 49), отказ лица, обязавшегося заключить публичный договор, от его выполнения при наличии возможности предоставить товары или услуги потребителю, не допускается.
Перевозчик обязан доказать, что у него не было возможности предоставить выбранные места. Более того, услуга по выбору мест предоставлялась не безвозмездно, а в связи с особым статусом невесты, который она получила благодаря частым полетам этой авиакомпанией.
Поэтому выводы суда первой инстанции о том, что выбор посадочного места не является услугой по закону о защите прав потребителей, "не основаны на законе".
Областной суд также постановил наказать авиаперевозчика штрафом за то, что он не предпринял добровольных действий для урегулирования инцидента и не отреагировал должным образом на жалобу пары.
По статье 15 закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации.
Материалы дела подтвердили нарушение прав невесты, заключающееся в непредоставлении выбранных ею мест. Таким образом, имеются основания для взыскания с перевозчика компенсации морального вреда.
Областной суд также решил наказать авиаперевозчика штрафом за отсутствие должной реакции на жалобу пары.
Определение Новосибирского областного суда по делу N 33-9187/2023.