Психолог Морозова: причина гаджет-зависимости у ребёнка — всегда в родителях

Гаджет-зависимость у детей всегда связана с поведением родителей, рассказала в интервью с NewsInfo.Ru психолог, сказкотерапевт Наталья Морозова.

По словам эксперта, родители часто используют телефон как простой способ занять ребёнка и освободить время для себя. Однако у детей очень гибкая психика, и влияние интернет-контента на неё непредсказуемо, предупредила она.

"Это как ящик Пандоры. Мы сами не понимаем, насколько психика у детей изменится. Довольно тяжело контролировать, что они там откроют. Хотя в телефонах есть родительский контроль, но всё равно: открываешь шортсы — там всё время то мат, то ещё что-нибудь. И уберечься от каких-то непонятных историй всё равно тяжело", — отметила психолог.

Техника крадёт время на общение

Техника отнимает у родителей живое общение с детьми, как и работа, добавила Наталья Морозова. В пример психолог привела притчу о ребенке, который предпочёл бы проводить больше времени с отцом, чем получать от него купленные на заработанные деньги вещи.

Эксперт подчеркнула, что "порочный круг" начинается со взрослых, которые используют смартфон как средство отвлечь ребенка.

"Если мы сами пользуемся таким вариантом заткнуть ребёнка, чтобы он сидел и не мешал, то вопрос: зачем нам нужен этот ребенок? Воспитателем тогда становится телефон, а не человек, который таким образом заткнул дефицит внимания к ребёнку. Кого мы хотим воспитать, если мы просто хотим от детей устраниться через телефон? Тогда их просто воспитает интернет", — предупредила она.

Дети до 12 лет развиваются через "физику"

Морозова рекомендовала не запрещать гаджеты, а ограничивать время, которое дети проводят в виртуальной реальности: например, в младенчестве разрешать просмотр одного мультика в день, детям постарше — один фильм в течение часа, в юношестве — больше.

По словам психолога, до 12 лет дети должны развиваться через физическую активность: прыжки, бег и т. д. Однако многие родители знакомят детей со смартфонами уже с года, констатировала она.

"Когда мы с детства начинаем пользоваться гаджетами, это мёртвая точка. То есть человек сидит и не двигается, он замер", — пояснила эксперт.

Наталья Морозова отметила, что цифровизация позволяет экономить время, но парадокс в том, что это время люди тратят на ту же технику, то есть гаджеты.

"Технический прогресс, с одной стороны, за свободу людей. Мы не стираем уже, многие посуду не моют, потому что есть посудомоечные машины. Время освобождается. Вопрос: на что мы его тратим. Время освобождается техникой и техникой же поглощается, то есть всё равно в итоге в эту воронку улетает", — рассказала она.

Как отвлечь ребёнка от смартфона

Чтобы бороться с телефонной зависимостью, Наталья Морозова советует переключать ребёнка с виртуальной реальности на живую. Ещё один способ — направлять энергию, которую дети тратят на гаджеты, на прикладные цели, добавила эксперт. Например, договориться, что пока ребёнок сидит в интернете, он узнаёт там что-то полезное: рецепт, технику рисования и т. д. Либо, если у чада есть тяга и талант к технологиям, его можно отдать в школу робототехники или программирования.

При наличии у ребёнка зависимости от гаджета тревожиться нужно в отношении самих себя, подчеркнула психолог. Родители должны в первую очередь понять, не пытаются ли они таким образом "нейтрализовать" ребёнка с помощью телефона, подытожила Наталья Морозова.

Ранее психолог Леонова рассказала, как дети-блогеры влияют на психику ровесников.