Школы в России не будут прежними: из них исчезнут даже переменки

Переменки, веселая толпа голодных школяров в столовой, походы "всей параллелью" — ничего этого не будет у российских школьников после того, как пандемия и дистанционное обучение закончатся.

Школы после открытия заработают в новом режиме: каждый класс будет учиться по своему расписанию, и даже звонки перестанут быть "для всех".

Рекомендации по организации "послесамоизоляционной" работы школ выпустил Роспотребнадзор. Они опубликованы на сайте ведомства.

Как будут впредь работать школы:

Наконец, вишенка на торте:

школам рекомендовано "усилить педагогическую работу по гигиеническому воспитанию обучающихся, воспитанников и их родителей" и контролировать, как учителя и ученики моют руки.

В общем, многострадальную систему образования опять реформируют. Во благо или нет — покажет время.

Но, думается, что эффект станет еще разрушительней для системы, чем тот, о котором "Правда.Ру" рассказывала в 2004-м.

Прощальный привет министра: 20% знаний — коту под хвост

Исполняющий обязанности министра образования Владимир Филиппов заявил о подписании указа о сокращении и разгрузке школьных программ. По словам министра, программы и в начальной школе, и в 5-9 классах будут разгружены в среднем на 20%.

Разумеется, при этом и.о. министра сделал заявление о том, что качество образования не пострадает. Основной аргумент Владимира Филиппова заключается в том, что недобранные знания в 5-9 классах будут компенсированы углубленным изучением выбранных самими учениками предметов в 10-11.

На этом министр и попрощался. Как известно, с сегодняшнего дня Министерство образования слито с Минпромнауки. А возглавил новое просветительское ведомство — Министерство образования и науки — бывший глава Минпромнауки Андрей Фурсенко.

Жалобы на чрезмерную загруженность школьных программ и засыпающих над учебниками школьников, утомленных непосильным учением, идут уже давно. Отчасти они справедливы — формирование программ многие годы шло исключительно за счет добавления тех или иных новых дисциплин. Теперь же в рамках проводящейся реформы образования проблему решили просто — равномерно уменьшить все программы, используя идеально работающие на обывателя аргументы типа "кто сейчас что-нибудь помнит о строении эвглены зеленой".

Однако сам факт бесполезности многих школьных знаний вовсе не говорит о том, что они не нужны. Система образования, во всяком случае, та, которая существовала последние 300 лет, базируется не на "буквальной пользе знаний", а на усваивании базовых принципов устройства разных форм бытия. А для этого приходится знакомиться с некоторыми почти бесполезными вещами вроде "эвглены зеленой" и строения пентаметра.

К тому же одна из функций образования — вычленение элит. Кто-то берет талантом, кто-то терпением и трудом. Облегчение школьной программы снижает значимость терпения и труда и превращает школу из важнейшего социального института в место, где дети проводят время, пока родители на работе.