В российских школах планируют учредить две новые должности — "старший учитель", в обязанности которого будет входить координация работы педагогов, и "ведущий учитель", который должен будет заниматься педагогическим наставничеством. Данную инициативу прокомментировал руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения "Образование для всех" Сергей Комков.
"Это не новшество. Это существовало ещё в советской школе. Таким образом предпринимается попытка возврата к старым традициям.
Эта система была уничтожена в российской школе во второй половине 90-х годов по инициативе американских советников, которые тогда активно работали в Министерстве образования и науки России. Им очень не понравилось, что в российских образовательных учреждениях есть педагоги-наставники, старшие учителя, которые передают свой опыт молодым, начинающим педагогам. Американцы очень испугались и настойчиво стали советовать всю эту систему из российской школы убрать, что и было сделано. Решили, что наставничеством должны заниматься только на специализированных курсах, а потом эти курсы ликвидировали, так как на них не было денег.
Школам вернут воспитательную функцию
Но сегодня стало очевидным, что надо возвращать в школы воспитательный компонент, о чём и сказал президент России на последнем итоговом заседании Совета по образованию и науке. Он совершенно чётко поставил задачу, и речь идёт не только о школьном, но и высшем профессиональном образовании.
Но школьное образование особенно в этом нуждается. Сделать это может только хорошо подготовленный педагог, а сегодня в школу приходят молодые специалисты-недоучки, бакалавры, поэтому для них нужен наставник, опытный учитель. Для того, чтобы у этого учителя был стимул, нужно, чтобы он получал некую доплату.
Поэтому Министерство просвещения, следуя указаниям президента России, начало вводить новые должности: педагог-наставник, за которого будет идти дополнительная оплата, учитель-методист, то есть более опытные учителя, которые будут передавать свой опыт молодым. За это они будут получать определенное поощрение.
Такая система существовала и в советской школе. За наставничество была определенная материальная доплата, кроме того, были моральные поощрения: грамоты, звание, путёвки в санатории. Сейчас мы опять к этому возвращаемся и правильно делаем", - заключил эксперт.