Председатель ОНК города Москвы Вадим Горшенин обратился с открытым письмом к Сергею Собянину, объявившему о своем выдвижении на выборы мэра столицы. Вадим Горшенин поднимает в своем обращении крайне важные проблемы пенитенциарной системы Москвы. Приводим текст письма полностью.
Уважаемый Сергей Семенович!
Рад, что Вы заявили о своем выдвижении на выборах мэра столицы. Рад, потому что вижу позитивные изменения в развитии столицы: это развитие транспортной инфраструктуры, и замена обветшавшего жилья на новое, и введение элементов цифровой демократии, и, наконец, сам внешний вид Москвы как самого современного города России.
Уверен, Ваша команда уже начала готовить основные тезисы предвыборной кампании, и я уверен, что ее члены обязательно найдут время для встречи с волонтерами и правозащитниками для обстоятельного разговора о проблемах города. Мне, как председателю Общественной наблюдательной комиссии, симпатизирующему Вам, хотелось бы обозначить те проблемы, которыми сейчас непосредственно занимаюсь и которые в какой-то степени выходят за пределы компетенции ОНК, являясь общегородскими.
В первую очередь, это, конечно, наличие следственных изоляторов практически в центре столицы. Общемировая тенденция, которая давно уже подхвачена в бывших республиках Советского Союза и в некоторых российских городах, заключается в вынесении тюрем и СИЗО за пределы городов. Это объясняется как необходимостью развития бизнеса, гражданских инфраструктур, так и улучшением содержания заключенных.
И действительно, коммерческая стоимость аренды офисов в районе Бутырки сегодня зашкаливает, бизнесу необходимы новые площади. У нас же здесь находится огромный следственный изолятор, который в рамках выделенных бюджетов потихоньку чинят, но в котором по-прежнему можно встретить окна, заделанные фанерой, а зимой — подушками. И это, извините, в получасе пешего хода до Вашего кабинета и до кабинета президента страны.
На мой взгляд, если бы Вы предложили бизнесу схему по выкупу этих зданий и софинансированию перевода "Бутырки", "Матросской тишины", "Лефортово" во вновь отстроенные, скажем, в Новой Москве следственные изоляторы, Вам были бы благодарны и коммерсанты, и жители близлежащих рядом с этими изоляторами домов, и заключенные.
Более того, в новых построенных изоляторах можно было бы предусмотреть наличие судебного присутствия, в котором рассматривались бы процессуальные вопросы по уголовным делам, а может, и проходили бы основные судебные процессы. Такое совместное расположение помогло бы как снизить дорожный трафик, так и уменьшило бы страдания подследственных (еще не осужденных людей), вынужденных по несколько часов мучиться в пробках в душных автозаках, в которых невозможно отправлять естественные надобности.
Расположение рядом медицинских центров помогло бы развитию медицинских услуг как жителям Новой Москвы, так и заключенным, которые сейчас даже в больнице "Матросской тишины" ждут неделями, а то и месяцами поездки в автозаке к отоларингологу, урологу и т. д.
Второй важный вопрос касается проблем медицинского обслуживания. Следственные изоляторы Москвы по какой-то причине до сих пор не включены в единую электронную систему медицинских карт. Подследственные с заболеваниями различной степени тяжести поступают в изоляторы, естественно, без них. Для получения выписок из медкарт и продолжения лечения, в силу действия закона о защите персональных данных, им приходится самыми разными способами добывать данные о диагнозах. А врачам СИЗО и больницы "Матросской тишины" чуть ли не воровать их: получить такие сведения они могут, только вывозя больных подследственных в городские больницы, у которых такие доступы имеются, и там спрашивать своих коллег о поставленных диагнозах.
Но у нас же XXI век на дворе, и мы знаем, что человек, находящийся под следствием, — это человек не осужденный и даже если он будет осужден, то после отбытия наказания он вернется в общество, в те самые поликлиники, в которых точно так же будет "дыра" в наблюдениях за пациентом. Учитывая федеральную задачу увеличения продолжительности жизни, нынешняя практика ведения медкарт в столице, выполняет прямо противоположную задачу в отношении оступившихся перед законом москвичей.
В столичной пенитенциарной системе в среде медиков образовалась и другая проблема. На протяжении последнего времени члены Общественной наблюдательной комиссии постоянно говорили о буквально нищенской зарплате неаттестованных специалистов (еще год назад можно было встретить объявление о поиске хирурга, извините, на месячный оклад в три с половиной тысячи рублей). Сегодня этот абсурдизм исключен во исполнение майских указов главы государства. Но появился другой перекос. Аттестованных врачей врачами не признали, и теперь руководители МСЧ изоляторов получают зарплату чуть ли не в два раза меньшую, нежели подчиненные. Раньше мы констатировали исход из столичной тюремной медицины неаттестованных специалистов, теперь вынуждены предупреждать о возможных массовых увольнениях аттестованных…
Третий глобальный вопрос также касается исполнения федеральных законов. На этот раз — о курении. Поскольку я сам — человек некурящий, то очень хорошо понимаю тех подследственных, которые, ни разу не попробовав вкуса сигарет, оказываются по одному-два человека в камере, где остальные 35-38 "смолят" не переставая. Когда я говорю о том, что для некурящих содержание в таких камерах — пытки, руководство изоляторов усмехается. Однако согласитесь, вопрос в данном случае не в моем личном отношении к курению, он — в требовании законодателей страны, утвержденном главой государства: люди некурящие не должны становиться пассивными курильщиками (злостными, я бы добавил).
В этом письме затрагиваются проблемы достаточно большого числа избирателей: подследственных, жителей близлежащих к изоляторам домов, медиков, бизнесменов. И касаются они как градостроительного развития, так и соблюдения федерального законодательства на территории столицы.
Для понимания этих проблем и выработке собственного к ним отношения приглашаю Вас провести совместную проверку с членами Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы одного из следственных изоляторов столицы.
С уважением,
Вадим Горшенин,
председатель Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы