Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Украинский историк Станислав Кульчицкий считает, что президент США Дональд Трамп по-своему прав, когда утверждает, что Соединенные Штаты выиграли две мировые войны.

На прошлой неделе, выступая перед сторонниками во Флориде, Трамп сообщил собравшимся, что "мы нация, которая вырыла Панамский канал, выиграла две мировые войны, отправила человека на Луну и поставила коммунизм на колени".

"Действительно, это нация, которая выиграла Первую мировую войну, причем здесь США также не сделали решающего вклада, — собственно говоря, воевали Франция и Германия, Австрия и Россия, но на последнем этапе войны США, так сказать, задавили немцев и своими материальными ресурсами, и экспедиционным корпусом", — сказал Кульчицкий изданию "Обозреватель".

Отметив роль США и во Второй мировой войне, Кульчицкий добавил, что хотя в Европе американская армия мало что сделала — "только после открытия второго фронта" — но на других театрах военных действий американцы воевали по-настоящему.

Он также напомнил о технической помощи, которую Соединенные Штаты в годы войны оказывали советской армии. Например, о грузовых автомобилях Studebaker US6, на которых "передвигалась практически вся советская артиллерия".

"Если бы не было этих Студебекеров, не знаю, как бы ГАЗики могли ее потянуть", — заметил Кульчицкий. Кроме того, американцы снабжали советскую промышленность цветными металлами, которых в СССР не было. "Все, что было нужно советской армии, американцы обеспечивали", — сказал Кульчицкий.

"После войны была такая тенденция, которая существует в России по сей день: максимально приуменьшать помощь союзников и максимально увеличивать вклад советской армии в освобождение Европы от фашизма, хотя, освобождая Европу от фашизма, советская армия завоевывала его для коммунизма", — заявил украинский историк.

Отметим, что сам он, похоже, принадлежит к числу тех представителей исторической науки, которая возводит помощь американцев Советскому Союзу в абсолют. Нельзя отрицать, что по некоторым позициям ленд-лиз действительно сыграл большую роль. Но и говорить, что эта роль была определяющей, едва ли корректно. К тому же стоит помнить, что помощь эта была небезвозмездной. А вышеупомянутые "Студебеккеры" Советский Союз по окончании боевых действий был обязан вернуть — хотя самим американцам они были не нужны.

Некоторые цифры из материалов, опубликованных в "Правде.Ру" ранее:

Общий объем поставок в СССР по ленд-лизу составил 11 млрд. 260 млн. 344 тыс. долларов, в том числе 9,8 млрд. долл. из США. Четверть всех грузов составило продовольствие.

Некоторые грузы, поставленные СССР по ленд-лизу в 1941–1945 гг.

Из Великобритании: 7400 самолетов; 4292 танка; 5000 противотанковых орудий; 472 млн. снарядов; 1800 комплектов радиолокационного оборудования; 4000 радиостанций; 55 тыс. км телефонного кабеля; 12 тральщиков.

Кроме того, продовольствия, медикаментов и заводского оборудования на 120 млн. фунтов стерлингов.

Из Канады: 1188 танков. Автомобили, промышленное оборудование, продовольствие.

Из США: 14795 самолетов; около 7500 танков; 376 тыс. грузовых автомобилей; 51 тыс. джипов; 8 тыс. тягачей; 35 тыс. мотоциклов; 8 тыс. зенитных орудий: 132 тыс. пулеметов; 345 тыс. т взрывчатых веществ; 15 млн. пар солдатской обуви; 69 млн. кв. м шерстяных тканей; 1981 локомотив; 156 железнодорожных вагонов; 96 торговых судов; 28 фрегатов; 77 тральщиков; 78 больших охотников за подводными лодками; 166 торпедных катеров; 60 сторожевых катеров; 43 десантных судна; 3,8 млн. автомобильных шин; 2 млн. км. телефонного кабеля; 2,7 млн. т бензина; 842 тыс. т различного химического сырья.

Кроме того, продовольствия на 1,3 млрд. долл., а также станки, дизель-генераторы, радиостанции, шинный завод, обмундирование, медикаменты, различное оборудование и запасные части.

Что касается боевых кораблей, то основная их масса (кроме 12 английских тральщиков, поступивших в 1942–1943 гг.) была получена лишь начиная со второй половины 1944 г.

Тральщики из США и Канады вошли в состав Балтийского и Черноморского флотов уже после победы над Германией. Значительная часть кораблей, поступивших на Тихоокеанский флот, также не могла быть использована в военных действиях против Японии.

Хотя общий объем поставок составлял примерно 4% валового промышленного производства в СССР в 1941–1945 гг., ленд-лизовская техника по отдельным видам вооружений составляла весьма значительный процент. В частности, по автомобилям — около 70%, по танкам — 12%, по самолетам — 10%, в том числе морской авиации — 29%.