Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова полагает, что системному подходу в решении проблем ни в коем случае не противоречит внимание к конкретным делам.
В качестве примере она привела работу по возвращению несовершеннолетних россиян из зоны боевых действий на Ближнем Востоке. "Это пример работающей системы: была информация, подключили все ведомства, посольства, МИД РФ, силовые структуры. Это очень сложный клубок, а на поверхности виден только конкретный яркий момент — встреча с ребенком", — сказал Анна Кузнецова в интервью "Коммерсанту". По ее мнению, чем быстрее проявляются системные сбои в работе с детьми, тем скорее они будут устранены.
Анна Кузнецова также прокомментировала идею создания министерства семьи на федеральном уровне. "Надо понять, какими инструментами это министерство будет обладать, чтобы добиваться результата", — сказала она.
Что же касается работы с региональными уполномоченными по правам ребенка, то, как отметила Анна Кузнецова, "мы не ведомственный институт и должны иметь свою независимую точку зрения". "Я согласна, что разный уровень регламентации института детских омбудсменов в регионах, к сожалению, порой ставит его в зависимость от местных властей. Но как человек, который был руководителем регионального отделения "Общероссийского народного фронта", я знаю, что многое зависит от личности", — подчеркнула омбудсмен.
Отвечая на вопрос о том, какие достижения она считает основными для себя за время пребывания на посту уполномоченного по правам ребенка, Анна Кузнецова назвала введение диагностики туберкулеза, альтернативной реакции Манту. По ее словам, она получала тысячи писем от родителей, которые были обеспокоены отсутствием альтернативы в тех случаях, когда у детей, например, аллергия.
Что касается дальнейших планов, то, по словам Кузнецовой, достойна внимания тема поддержки многодетных родителей, проживших вместе много лет, у которых пять и более детей. "Есть постановление, согласно которому финансово поддерживаются обладатели некоторых званий, которых удостаиваются граждане РФ, например Герои России и другие. А у тех, кто носит звание родительской славы, такой поддержки нет. Правильным было бы внести такие изменения в рамках десятилетия детства", — сказала она.
Кроме того, отметила омбудсмен, "хотелось бы расширить наши пилотные проекты в регионах, поддержать законодательные инициативы — например, о федеральном реестре педофилов". "На фоне общего снижения преступлений в отношении детей педофилия растет, и это страшно", — сказала Анна Кузнецова.
Детский омбудсмен оценила также действие "закона Димы Яковлева", который запрещает гражданам США усыновлять детей из России. "Я считаю, что надо действовать исходя из факта. Есть запрос, есть взаимодействие, есть ответ на это взаимодействие. У нас пока никто ничего не просил. Более того, мы просили. Министерство образования насчитало более 20 тыс. неответов с американской стороны о судьбе усыновленных российских детей. Поэтому сначала нам нужно пройти этот этап, понять, что там происходит с нашими детьми. Вот с французской стороной ежегодно проводятся совместные консультации, по каждому конкретному случаю встречаются специалисты, создана комиссия. Мы в курсе всех действий с детьми. Я считаю, что это пока самая идеальная модель взаимоотношений. На следующем этапе — договор с Италией", — рассказала Анна Кузнецова.
Оценивая недавнее ЧП в одной из школ подмосковной Ивантеевки, Анна Кузнецова подчеркнула, что предотвратить произошедшее было возможно. "Огромное недоумение у меня по поводу того, как вообще можно было довести до такой неразрешимой ситуации. И у родителей была попытка обратиться к специалистам, но специалист оказался некомпетентен. Обращались неоднократно к педагогу, к директору обращались, тоже не было реакции. Родители, в свою очередь, видя увлечение ребенка, способствовали развитию этого увлечения. Целый комплекс проблем", — сказала она.
По мнению детского омбудсмена, "система подготовки школьных психологов и педагогов должна быть очень серьезно выстроена на основании задач, которые нужно решать в школе".
"А то ведь с задачами школа долгое время не могла определиться — то ли это только обучение, то ли это многостороннее развитие личности, в том числе и лидерских качеств. Это совершенно разные задачи. Сейчас мне нравится, что первая статья закона об образовании трактуется наконец правильно и что школа занимается и обучением, и воспитанием. Важно только, чтобы школа не подменяла семью, а действовала с ней в совокупности. В Ивантеевке мы видим разъединенность школы с семьей, отсутствие взаимодействия и, возможно, некомпетентность специалистов", — сказала Анна Кузнецова.