Высшие учебные заведения России не вошли в первую сотню лучших вузов мира по версии Times Higher Education. Лучший результат показал Московский госуниверситет, который занял 194-ую строчку рейтинга.
В топ-100, традиционно, оказались Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский технологический университет, Стэнфорд и Массачусетский технологический институт. Российские университеты начинаются во второй сотне. Причем если МГУ находится на 194 строке, то Московский физико-технический институт разместился в промежутке с 251-го по 300-е места. Всего в топ-500 попали вузы Томска, Казани, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.
При этом в международном репутационном рейтинге RUR Московский государственный университет занял 38-ое место. "МГУ им. М. В. Ломоносова занял 38-е место в мире, вновь войдя в список 50-ти лучших университетов мира. В сравнении с 2016 годом МГУ усилил свои позиции на семь пунктов. На втором месте (среди российских вузов — прим. Pravda. Ru) расположился еще один университет — Санкт-Петербургский государственный, расположившийся на 97-й позиции. Тройку лидеров замыкает Московский физико-технический институт, занявший 115-ю строчку в мировом рейтинге", — отметили в агентстве.
Почему показатели российских вузов столь разительны, и на чем основываются эксперты, составляющие рейтинги, "Правда.Ру" спросила первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой.
— Российские университеты не попали в топ-100 лучших вузов мира по версии Times Higher Education (THE). В чем причина? По каким критериям определяется международный уровень вузов? Есть ли среди них универсальные, ведь по другим рейтингам, например, стран БРИКС, российские высшие учебные заведения показывают высоких уровень.
— Рейтинги достаточно сложная вещь. И все зависит от того, какие критерии были более значимыми. Когда только Ольга Юрьевна Васильева стала министром, мы обсуждали с ней показатели эффективности наших вузов. О чем идет речь? Допустим, раньше был такой показатель, как наличие иностранных студентов. Сейчас мы его не рассматриваем. К примеру, ректор одного из аграрных институтов недоумевал по поводу необходимости наличия иностранных студентов-аграрников в его учебном заведении. А это один из ведущих вузов по России среди аграрных вузов.
Все-таки индикаторы эффективности наших вузов, в том числе, допустим, стран союзных республик должны отражать потребности нашей экономики. Они должны соответствовать нашим запросам: что сегодня нужно стране, на что она ориентирована? И именно эти индикаторы, показатели должны говорить об эффективности. Поэтому сами по себе рейтинги — вещь достаточно спорная. И в соответствии с этим поручением наш Московский государственный университет разрабатывает свою методику, которая говорит об эффективности или не эффективности того или иного вуза. Поэтому я бы не стала драматизировать ситуацию и говорить о том, какие рейтинги более справедливы и объективны, а какие нет. Всегда нужно смотреть, что мы хотим? Если эти показатели отражают потребности экономики — процент трудоустройства выпускников, уровень последующей заработной платы, — мы знаем, что есть один из рейтингов, который оценивает уровень зарплаты студентов после окончания того или иного вуза или процент трудоустройства по специальности, сколько уехало за границу, а сколько осталось трудиться на территории РФ. Поэтому, подытоживая, я бы сказала, что рейтинг рейтингу, безусловно, рознь. Сегодня мы с Министерством образования и науки РФ активно работаем над индикаторами, которые отражают потребности нашей страны. А если где-то в каких-то рейтингах зарубежных экспертов мы не попадаем куда-то, я бы не стала из этого делать большую трагедию.
Беседовала Лада КОРОТУН