Заявки от абитуриентов из числа инвалидов, которые поступают в образовательные учреждения, всегда могут позвонить на горячую линию в ОП РФ и сообщить о нарушениях при приеме документов, проведении вступительных испытаний, несоблюдении предоставляемых им льгот при поступлении и иных нарушениях их права на образование.
В Общественной палате обещают рассмотреть все сообщения о нарушениях В рассмотрении будут участвовать представители Минобрнауки России.
Одна из инициаторов горячей линии, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок отметила несколько причин старта проекта.
По ее словам, сегодня инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья подчас сталкиваются с серьезными трудностями при поступлении в организации высшего образования. Нередко не учитываются их права и особенности здоровья, тем самым не обеспечивая им необходимые условия при поступлении.
Кроме того, не все университеты имеют инфраструктуру, адаптированную под потребности инвалидов, и соответствующий уровень доступности образования, а без этого большинство абитуриентов с инвалидностью не могут реализовать свое желание получить высшее образование, что автоматически лишает их перспективы на интеграцию в общество.
О квотах, существующих сегодня, рассказала член ОП РФ, инициатор горячей линии Екатерина Курбангалеева.
10% от бюджетных мест в государственных вузах являются квотными, в данную квоту еще попадают дети-сироты и участники боевых действий. На эту квоту распространяется законодательное ограничение: "один вуз — одна специальность".
"Это непонятное препятствие, ущемляющее права льготников, в первую очередь инвалидов. Но в следующем году, очень надеюсь, оно будет отменено. Во всяком случае, такую позицию разделяют и Комиссия при Президенте РФ по делам инвалидов, и Министерство образования и науки РФ, и Министерство труда и социальной защиты РФ", — сказала Курбангалеева.
Кроме того, подчеркнула она, пока в вузы идут очень мало ребят с ОВЗ. По ее мнению, сказывается и недостаточное их информирование и профориентация, и ограничения, о которых говорилось выше, и психологическая неуверенность самих ребят.
Наталья Починок отметила, что задачей Комиссии по социальной политике является не простой мониторинг нарушения прав инвалидов, оказание помощи абитуриентам в защите их интересов, но и системное решение проблемы.
"Одним из примеров является распространение практики создания в университетах ресурсных учебно-методических центров по профориентации инвалидов, содействию в обучении и трудоустройстве".
Как известно, в Российском государственном социальном университете такой центр был открыт в прошлом году. Главной его целью является сопровождение студентов с инвалидностью при освоении образовательных программ, новых навыков, оказание им помощи по планированию карьеры и трудоустройстве по окончании вуза.
"Такие центры ведут непрерывную работу по социальной интеграции студентов и оказанию инвалидам требуемого в процессе обучения содействия", — поделилась Починок.
"Первые итоги работы горячей линии планируется подвести совместно с Министерством образования и науки РФ в начале сентября", — добавила Курбангалеева.
Телефон горячей линии Общественной палаты РФ — 8-800-737-77-66. Время работы горячей линии: с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00 (мск), в пятницу — с 9:00 до 16:45. Звонок из любого региона РФ бесплатный. Также обращения и сообщения о нарушениях можно направить на адрес электронной почты hotline@oprf.ru.
Напомним, 20 июня вузы начали прием документов от абитуриентов. Наряду со всеми в высшие учебные заведения будут поступать инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья.
Проведенный в прошлом году в рамках президентского гранта АНО "НИЦ Особое мнение" всероссийский комплексный мониторинг доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ показал, что в процессе поступления абитуриенты с ограниченными возможностями сталкиваются с различными трудностями.
Нередко это объясняется неприспособленностью вузовской инфраструктуры и недостаточной информированностью членов приемных комиссий, а также с прямым нарушением прав поступающих при приеме документов и проведении вступительных испытаний.