Почему россияне не хотят переезжать за границу — Юрий КУБЛАНОВСКИЙ

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ

Опрос показал: 89% россиян не променяют Родину на другую страну. Исследование провел ВЦИОМ. Социологи отметили, что показатель стал максимальным за всю историю измерений.

Уехать хотят 10% россиян, причем только каждый пятый — в ближайшие два года. Кстати, почти половина желающих эмигрировать не предпринимают никаких действий для переезда. Среди причин отъезда наши соотечественники называют низкий уровень жизни, недовольство политикой и стремление жить в условиях социальной стабильности.

Наиболее привлекательной для переезда страной стала Германия, в нее хотели бы эмигрировать 13% респондентов. В пятерку также вошли США, Австралия, Италия и Англия.

Эксперты отмечают, что настроения в обществе в последнее время улучшились. Ранее специалисты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС провели опрос и выяснили, что по сравнению с прошлым годом опасения потерять работу выражают на 8,5% меньше сотрудников, а не получить зарплату вовремя — на 6,7%.

Тем временем оценка экономического положения России достигла максимума с 2008 года. Опрос провел ВЦИОМ. Социологи выяснили, что 17 процентов наших соотечественников оценивают положение дел в экономике выше среднего, 57 процентов — средне. Индекс оценок экономического положения страны вырос до 51 пункта.

Итоги опроса о желании россиян уехать за границу прокомментировал для "Правды.Ру" Юрий Кублановский, эссеист, критик, искусствовед, публицист, поэт.

— Чем можно объяснить такой результат? Отношение к русским в мире изменилось? Возможно, русский мир не хочет отождествлять себя с такой Европой? У нас такой менталитет: люди наши как никто умеют сплачиваться перед лицом беды…

— Я думаю, что как бы ни было трудно жить в России, как это ни парадоксально, растет градус патриотизма. Я много путешествую по нашей стране, и просто это вижу. По сравнению с 90-ми годами прошлого века сейчас совсем другой уровень патриотического осмысления жизни. Я вот с этим связываю. С тем, что люди понимают: где родился, там и пригодился. И что как бы сложно ни было, это наш дом, и именно здесь нам суждено существовать и менять состояние общества к лучшему.

— Это только наши ментальность и духовность заставляют так действовать?

— Я считаю, что это для нас просто элементарно и органично. По-другому мы себя и не видим, и действовать иначе не можем. Такова наша суть. Мы видим, какой чудовищный исход на Украине, например. Сравните, какие мироощущение там у народа — и какое у нас. Вот какой поразительный контраст. Ведь с Украины просто бегут, страшно смотреть на сцены, происходящие сейчас на границе — после того как отменили визы. Такое впечатление, что народ это воспринял как повод для массового бегства. Как будто это не Украина, не Европа, а Ближний Восток, как будто это Ливия или Ирак. Это все было так далеко и немыслимо для нас, а теперь совсем рядом происходит.

— Само государство ведь часто поощряет эмиграцию из страны, как на Украине сейчас. А при Горбачеве и Ельцине был обвальный исход русских немцев. Или можно вспомнить массовый отъезд евреев в Израиль. Сейчас получается, что наше государство действует на консолидацию и укрепление?

— Я не сомневаюсь, что так и есть. Растет самоощущение, общество становится более верным и правильным, когда такое напряжение вокруг. Люди начинают понимать, что не хлебом единым жив человек, что есть что-то, что выше мелких житейских забот.

Потом, в нашем народе жива нравственность в отличие от западного. Невозможно у нас представить, чтобы вдруг возникла какая-нибудь христианская партия, которая бы единодушно проголосовала за однополые браки. Это невозможно представить в России. А такое мы видим в Германии, и это считают абсолютно нормальным. Что это может вызвать у здорового человека, кроме отвращения к такой форме цивилизации?