Эксперты не считают, что закон о запрете анонимных мессенджеров как-то связан с нарушением тайны личной переписки. К примеру, в Общественной палате сравнили регистрацию в таких приложениях с получением лицензии на оружие: и там, и там это лишь служит гарантией безопасности и не нарушает права граждан.
Напомним, законопроект о мессенджерах недавно прошел первое чтение. В документе прописано, что если человек не готов подтвердить свою личность, он не сможет обмениваться сообщениями. Идентификация по номеру телефона станет обязательной. Разработчикам также предстоит предоставлять возможность блокировки сообщений от определенных или посторонних пользователей.
Такие меры введены неслучайно. Мессенджеры все чаще используются террористами для обмена зашифрованной информацией. "Правда.Ру" писала о таких случаях. Недавно ФСБ выявила закрытые чаты мессенджера Telegram, которые использовались для связи между террористами.
Кстати, жители страны активно сообщают о случаях пропаганды экстремизма и терроризма, в том числе и в мессенджерах. Такой сервис доступен на сайте ОП. Получено уже около семи тысяч жалоб. Материалы из таких обращений вошли в книгу "Противодействие террористической пропаганде", которая была презентована сегодня в ОП РФ.
Почему анонимность в Интернете не нужна и даже опасна, "Правде.Ру" рассказал Максим Григорьев, автор этой книги, директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ, зампредседателя ОНК Москвы.
— В Общественной палате РФ представили книгу "Противодействие террористической пропаганде". Вы считаете, что запрет анонимности мессенджеров как раз в этой области сыграет ключевую роль?
— Единственное, что мы можем диагностировать, это то, что сейчас анонимные мессенджеры, такие как "Телеграм", стали одними из основных носителей и средств продвижения террористической пропаганды. В книге, которую я сегодня презентовал, собрано довольно много материалов о формах и методах террористической пропаганды ИГИЛ (запрещена в РФ). Практически все эти материалы взяты из анонимных каналов, из анонимных мессенджеров.
Причем в анонимных мессенджерах встречаются и инструкции изготовления самодельных взрывных устройств, детонаторов, разнарядки по использованию телефонов в качестве детонаторов, чтобы взрывы происходили по звонку, и другие материалы. Есть посты по организации диверсионной деятельности, террористических актов. Я сегодня демонстрировал в Общественной палате конкретные примеры этих материалов, в том числе и распространяющиеся по каналам ИГИЛ наставления по диверсионной деятельности главного управления разведки министерства обороны Украины — на украинском и русском языках.
Мало того, при помощи анонимных мессенджеров организовывается также сбор средств для финансирования терроризма. Мы отследили попытки организации массовых беспорядков в ряде регионов российского Кавказа. То есть это стало серьезным инструментом, с помощью которого, кстати, осуществляется и координация террористов.
Я являюсь замруководителя ОНК Москвы, и мне по роду общественной деятельности в тюрьмах, в СИЗО приходится встречаться с теми, кто арестован и задержан по уголовной статье УК 205, с подозреваемыми в терроризме. Они рассказывают, что получали информацию с помощью Интернета, в частности, через анонимный интернет-мессенджер, и общались друг с другом там же.
Раньше человеку приходилось как-то искать террористические группы, было достаточно сложно находить выходы на них. Террористы не ходят по центральной улице города с надписью, что они террористы. Сейчас стало очень просто. Любой обычный человек, который находит анонимный террористический канал в "Телеграме", может просто туда написать, и с ним начинает беседовать организатор этого канала, который находится в какой угодно точке земного шара, в том числе может находиться на территории, захваченной ИГИЛ. На подписчиков этих каналов выходят вербовщики.
Этот механизм работает только в силу своей анонимности, потому что люди понимают, что никаких последствий не последует, их личность будет неизвестна. Они могут спокойно участвовать в террористической деятельности.
Если исключить анонимность, автоматически собьется огромный канал коммуникации. Для людей, которые не совершают противоправные акты, никакая персональная анонимность не нужна. Более того, эти люди, как правило, стремятся быть известными, стремятся получить поддержку в Интернете. Анонимность нужна только тем, кто хочет жить какой-то противоправной жизнью.