РПЦ предлагает расширить школьный курс "Основ религиозных культур и светской этики". По мнению представителей церкви, это необходимо, чтобы противодействовать терроризму, подготовить детей к современным реалиям и научить их отличать традиционные религии от экстремистских идей.
Как заявил глава Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, часа в неделю, как сейчас, недостаточно. При этом он отметил, что церковь не ставит задачу обратить детей в ту или иную веру. Цель — просветить школьников.
Сейчас в глобальном информационном и высокотехнологичном мире для оболванивания людей созданы прекрасные условия. С наступлением информационной эры поле битвы за души во многом переместилось в Интернет. Ведь именно здесь молодые люди проводят большую часть времени. И именно неопытных, духовно незрелых индивидуумов гораздо проще заманить в тщательно расставленные сети, заморочив голову белибердой про якобы высокие цели, истинно божественную религию. Подробнее об этом читайте в нашем материале.
Радикальные псевдорелигиозные организации упорно ищут новых адептов и жертв — и зачастую это одно и то же. Волна лжи идет по всему миру. Ранее "Правда.Ру" писала о том, как именно в нашей стране среди бела дня происходит вербовка в террористические группировки.
За предложением расширить школьный курс религии последовала инициатива Минобрнауки укреплять в России кафедры теологии. В частности, Минюст подписал приказ о признании в России научных степеней по теологии. Глава Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов предложил проводить в России международные конференции по этой дисциплине. А экс-глава Счетной палаты Сергей Степашин и вовсе заявил, что теология, судя по экономическому положению России, научнее некоторых экономических теорий.
Наше издание обратилось за комментарием к Алексею Гришину, президенту информационно-аналитического центра "Религия и общество", члену ОП РФ (IV созыва), кандидату социологических наук.
— Не кажется ли вам такая инициатива популистской? Уже звучат мнения, что церковь готова какие угодно популярные аргументы использовать, только бы подмять школьный курс под себя…
— Идея сама по себе, может быть, и хорошая, но исходить она должна точно не от церкви. Дело в том, что священнослужители разных религий почему-то считают курс "Основы мировых религий", который в школах сейчас есть, своим, для преподавания своей религии. В том то все и дело, что этот курс изначально закладывался как ознакомительный для школьников — по всем основным религиям. И каким-то образом в течение нескольких лет превратился фактически в миссионерские уроки. Нужно разбираться в этом.
Как я понимаю, инициатива представителя Русской православной церкви исходит из того, что нужно глубже давать какие-то религиозные посылы. Понятны их желания расширения: как и у каждой церкви, у них есть задача некой миссионерской деятельности. Об этом РПЦ говорит давно и отмечает, что нужно распространять эти уроки, уроки православной культуры, с 4 по 11 класс. Это, на мой взгляд, государственной школе не нужно и неприемлемо.
А вот расширение курса "Основы мировых религий" — не как миссионерского, а именно как культуроведческого, нужно и необходимо. И делать это нужно в 8-9 классе. Потому что школьники должны быть ознакомлены с основами религии. И не в 4-м классе, когда они это не понимают и воспринимают как сказку, а на более высоком уровне, на уровне обдумывания.
Почему не 10-11-е? Чтобы охватить всех. Потому что 9-классное образование у нас охватывает все население, а в 10-11-е идут не все. Поэтому 8-9-м классам нужно расширение курса, только преподавать должны гражданские, а не церковные деятели, и с точки зрения культурологической.
— А как практически осуществить расширение курса в ракурсе защиты от терроризма? Допустим, даже если инициатива не от церкви будет исходить? Ведь на таких уроках в целях борьбы с терроризмом надо будет объяснять и обсуждать основы экстремистских идей. Как они собираются выкручиваться? Скользкая дорожка…
— Нет, на этих уроках можно просто рассказать, как преступники, используя в своих целях религиозные постулаты, искажают какие-то религиозные истины, заповеди, установки. И второй момент: на этих же уроках можно объяснять, каким образом экстремисты затягивают в свои секты псевдорелигиозными лозунгами. Разоблачать эти псевдорелигиозные лозунги — но делать это, повторю, в 4-м классе невозможно.