Шамиль СУЛТАНОВ — о запрете "Бессмертного полка" в Таджикистане

Фото: AP

В Таджикистане посчитали недопустимым выход на улицу с портретами погибших и решили запретить в этом году "Бессмертный полк". Праздновать День Победы там, конечно, будут. Но акцию из плана мероприятий вычеркнули.

Невозможность ее проведения объяснили двумя вещами. Во-первых, продолжением войны в районах, прилегающих к границе Таджикистана с Афганистаном. Во-вторых, "Бессмертный полк", по заявлению властей, противоречит нормам ислама: традиции якобы запрещают верующим выходить на улицы с портретами умерших людей.

Кроме того, не проводить шествие решили и в Узбекистане — "по причине сложно политической обстановки". Как сообщили координаторы акции, "мы считаем, что это является правильным решением наших властей, поскольку нам не нужен второй Питер".

В итоге шествие переформатировали в посещение памятника погибшим в Великой Отечественной войне.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Шамилю Султанову, руководителю аналитического центра "Россия — исламский мир".

— В Таджикистане назвали "Бессмертный полк" противоречащим ценностям ислама. Оцените сложившуюся ситуацию: почему акцию отменили, с чем вы это связываете?

— Тут возникло противоречие: с одной стороны, Рахмон, президент Таджикистана, конечно, советский человек, и для него такое празднование понятно. Много таджиков погибли во время Великой Отечественной войны на фронтах. С другой стороны, усиливается влияние, усиливается давление исламистских кругов в Таджикистане, и здесь он может попасть в "вилку". С одной стороны, вроде бы хорошо отреагировать на советские симпатии, которые есть среди таджикского народа. С другой стороны, этот народ в таком сложном экономическом положении, денег нет даже на то, чтобы прокормиться. В Таджикистане были этой зимой такие районы, где просто люди голодали.

В связи с этим бедному Рахмону не позавидуешь. Потому что скажут: "Мы голодали, а здесь они устраивают помпезные шествия". Тем более они противоречат исламу. Они действительно противоречат исламу, потому что в исламе нельзя ходить на массовые шествия с портретами мертвых людей. Вообще, вы знаете, изображение человека в исламе запрещено. А когда с мертвыми идут, это вообще один из величайших ширков. Ширк — отклонение, грех.

Поэтому я думаю, что Рахмон и его ближайшее окружение посчитали, что из двух зол будет лучше выбрать отмену. То же самое и в Узбекистане. Это связано с тем, что исламская оппозиция усиливается в Средней Азии, усиливается на фоне ухудшения социально-экономического положения. И конечно, здесь властям приходится как на сковороде вертеться.

Конечно, новому президенту Узбекистана хотелось бы показать еще большую близость в Москве, к советским ценностям, но есть реальность, а она не очень хорошая в этом смысле.

— Тем не менее праздновать День Победы в Великой Отечественной войне в Таджикистане будут наравне с другими государствами СНГ?

— Отмечать будут везде, потому что везде на территории бывшего Советского Союза есть люди, которые помнят об этом, о потерях. Просто одного из компонентов празднования в Таджикистане и Узбекистане не будет.