ЭКСПЕРТЫ: запрет свастики в кино и книгах – ужасно глупый

Как известно, демонстрация любых нацистских символов в России запрещена и карается штрафом. Однако Минкомсвязи предложило внести поправки в закон, чтобы разрешить показывать свастику в кино, учебниках и других книгах.

В ведомстве сейчас разрабатывают подобный законопроект. Инициативу в Минкомсвязи объясняют тем, что запрет на демонстрацию нацистской символики мешает объективно отражать исторические события в фильмах и печатных изданиях. Ведь под него попадают и ленты о Великой Отечественной войне.

К слову, позиция Роскомнадзора по этому вопросу такова, что демонстрировать свастику можно, однако без ее пропаганды.

Идею разрешить свастику "Правде.Ру" прокомментировал директор Аналитического центра "Сова" Александр Верховский.

— Видите ли вы в этом какую-то проблему и угрозу? В чем эта опасность заключается?

— Да нет тут никакой опасности. На самом деле, у нас, как вы знаете, в кино и так постоянно показывают свастику. Любой фильм о войне без этого практически не обходится. И непонятно даже, как обойтись. У нас просто закон в этом месте составлен ужасно глупо. У нас наказывается демонстрация нацистской или другой какой-то запрещенной символики вне зависимости от контекста и вне зависимости о того, в чем смысл такого высказывания. Из-за этого попадают какие-нибудь представители восточных религий с китайскими корнями, буддисты, скажем, у которых свастика постоянный элемент символический. Или исторические фотографии, или антиквары. Это довольно бессмысленная практика, такой просто не должно быть. Надо поправить законодательство и даже серьезнее, чем сейчас предлагает Минкомсвязи. Но в качестве отправной точки хотя бы для разговора на эту тему, считаю, что это очень хорошая идея. Хоть какой-то здравый смысл привнести в существующую практику. Потому что она никуда не годится.

— Получается, показывать нацистскую символику без ее пропаганды можно?

— Пока нет. Если Минкомсвязи это примет, это будет можно в рамках художественных произведений. Но сейчас довольно популярна такая картина, что какие-то два человека или две политические группы спорят и обзывают друг друга фашистами — у нас принято в стране такое общественно-политическое ругательство. И в качестве иллюстрации могут изобразить портрет оппонента, нарисовав ему свастику на лбу или что-то в этом роде. Это полемический ход. Это не пропаганда нацизма, это обвинение своего оппонента в том, что он фашист. Почему это должно быть запрещено, совершенно непонятно. Это может быть немножко глупо, но здесь нет ничего противозаконного. Тем не менее такие дела постоянно происходят. И тут надо разобраться.

Также инициативу прокомментировал Александр Дюков, историк, генеральный директор фонда "Историческая память".

— Как оцениваете идею Минкомсвязи?

— Я не вижу ни проблемы, ни угрозы, наоборот. Я вижу в этом исправление по-настоящему идиотской практики, которая у нас в последнее время утвердилась. Дело в том, что последние несколько лет мы в правоприменительной практике сталкиваемся с крайне неприятной вещью. Даже если человек вывесит, допустим, карикатуру Кукрыниксов, направленную против нацистов, где изображена свастика, его могут привлечь за демонстрацию нацистской символики. Если человек выложил у себя в блоге фотографию, где, допустим, изображен оккупированный нацистами город и развивается знамя с нацистской свастикой, человека, вне зависимости от того, насколько он антифашист и что он писал под этой фотографией, за демонстрацию свастики могут привлечь к уголовной ответственности.

И подобные случаи уже имели место, когда человека судили за подобное размещение свастики, хотя он использовал это для показа нацистско-оккупационной политики. У нас в последние несколько лет сложилась совершенно идиотская правоприменительная практика. Я еще несколько лет назад на Круглом столе в Совете Федерации говорил о том, насколько подобные подходы не конструктивны и насколько они мешают и историкам, и людям, которые пытаются рассказать подрастающему поколению, чем плох фашизм, чем плох нацизм. И я лично могу только приветствовать подобные намерения.

— Плюс еще буддисты, сейчас свастика широко используется как минимум в буддистских Калмыкии, Бурятии и Тыве, а как максимум — узорах и элементах архитектуры 18-19 столетий и народной вышивке, в том числе современной…

— Речь не об узорах, конечно, речь именно о нацистской свастике. Но это был совершенно глупый запрет, который, честно говоря, мне не совсем понятен. Я рад, что это уходит в прошлое, и что теперь, по крайней мере, историки не будут думать, что с ними произойдет, если они разместят антинацистскую карикатуру Кукрыниксов, не привлекут ли их за нацизм.

— В Германии, как и во всем мире, свастика находится в свободном доступе и сопровождается лишь комментариями издательств, как и любые труды, представляющие научный интерес. Как это прокомментируете?

— Запрет на демонстрацию — это была имитация деятельности. Подрастающее поколение необходимо воспитывать, необходимо рассказывать, чем был плох фашизм, почему с ним боролись наши предки, что для нас означала Великая Отечественная война. Но для этого нужно не вводить какие-то запреты, которые, наоборот, будет привлекать внимание молодежи, а проводить разъяснительную, просветительскую работу, которая, к сожалению, у нас не очень проводится.