Опасный вирус атакует россиян. Что делать?

архив Правды. Ру

Главный санитарный врач, глава Роспотребнадзора России Анна Попова сообщила, что Россию "накроет" новый вирус гриппа.

По ее словам, на смену сезонному вирусу H3N2 идет грипп B: "Несмотря на то, что эпидемиологический сезон заканчивается, Роспотребнадзор призывает россиян не расслабляться".

Наступающий вирус более опасный. Он вызывает тяжелые осложнения: поражение нижних дыхательных путей, бронхит, пневмонию.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что почти половина россиян сделала прививки от гриппа перед сезоном 2015-2016 годов, что вдвое снизило уровень заболеваемости.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова заявила "Правде.Ру", что это стало одной из основных причин того, что на данный момент недельные показатели заболеваемости ОРВИ и гриппом в этом году в два раза ниже, чем в прошлом.

"Правда.Ру" писала, что в России в середине января появились первые тревожные данные о летальных случаях, связанных с гриппом. В этом сезоне циркулирует три штамма вируса гриппа А и один штамм гриппа В. При этом на долю опасной "гонконгской" разновидности (штамм АН3N2) приходится практически каждый второй случай заболевания гриппом.

К счастью, эксперты ВОЗ, ежегодно выпускающие рекомендации по составу вакцины против гриппа, в этом сезоне попали в точку, точно спрогнозировав, против каких разновидностей вирусов надо прививаться. Так что те, кто прививку сделал, получили защиту именно от пришедших к нам штаммов гриппа, в том числе и наиболее опасного "Гонконга".

Напомним, что в начале января этого года Россию накрыла вторая волна гриппа. Причем эпидемия из центральноевропейских областей России распространялась в Сибирь и на Дальний Восток. Большое количество заболевших было в Чувашии и Калининградской области. О начале эпидемии гриппа и ОРВИ заявили тогда и в Башкирии.

В этом сезоне для пяти заболевших встреча с "гонконгским" гриппом стала роковой: эта разновидность вируса вызывает тяжелую пневмонию и другие осложнения. Пять заболевших из четырех регионов врачам спасти не удалось. Все они не были привиты против гриппа.

В Европе же сейчас борются с еще одной разновидностью гриппа — "птичьим" штаммом АН5N8. Очаги этой инфекции зарегистрированы среди диких птиц и на птичьих фермах в Германии, Швеции, Франции, Сербии, Черногории, Польше, Украине и в других странах.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием по "птичьему" гриппу к Михаилу Щелканову, профессору Дальневосточного федерального университета, заведующему лабораторией вирусологии Биолого-почвенного института ДВО РАН.

— Мы все хорошо помним про свиной грипп. Теперь наступает птичий. Чем отличаются эти виды?

— Ситуация должна быть понятна, потому что про грипп говорят много лет. Все должны более-менее зарубить уже себе на носу определенные тезисы. Тезис первый: различные варианты вируса гриппа обладают различной тропностью к клеткам млекопитающих, то есть способностью заражать клетки млекопитающих. Это зависит от активности их глемолютеина к поверхностно-клеточным рецепторам. Эпидемические штаммы, которые заражают клетки млекопитающих, в частности, поражают людей, обладают высоким родством, способностью связываться, сеолозидам типа альфа-26. А птичьи варианты, которые поражают птицу и клетки млекопитающих — альфа-23. От птиц — к свиньям, потом к людям. Скажем, русский грипп H2N2 1957-1959 годов, затем другие пандемии: гонконгский грипп 1969-1970 годов, свиной грипп 2009-2010 годов — это все птичьи варианты вируса гриппа, которые сначала проникли в организм свиней. Там они адаптировались к рецепторам, которые имеются на поверхности клеток млекопитающих, а потом уже проникли в человеческую популяцию. Это классическая схема.

Мы так внимательно следим за птичьими вариантами вируса гриппа, потому что это не просто птичьи варианты вируса, а так называемые высоковирулентные варианты, которые могут очень быстро в организме птиц репродуцироваться до высоких значений. А коль скоро они так делают, то они увеличивают вероятность к преодолению межвидового барьера.

С 1996 года мы наблюдали за вирусами птиц H5N1, потом H5N8, сейчас — за Н5N6. Например, в Японии H5N6 бушует. Россия оказывается зажата с двух сторон - H5N8 и Н5N6. Что сработает, мы не знаем. Это же как предсказание погоды: общие принципы изменения погодных условий известны, но предсказать температуру с точностью до десятых градусов невозможно. Так же и здесь: мы понимаем общие принципы формирования новых субтипов, распространения птичьих вариантов вируса гриппа вдоль миграционных путей диких птиц. Но что именно сработает, на 100 процентов сказать не можем. Это хаотическая вероятность.

И это, кстати, лишний раз подчеркивает необходимость проведения планового мониторинга вирусов гриппа в популяциях диких птиц, что сейчас почему-то делается из рук вон плохо. Считается, что у нас есть Россельхознадзор и Роспортребнадзор — федеральные службы. Понятно, что они тоже этим занимаются. Но упускается из виду, что это в первую очередь научная проблема.

Именно Академия наук (штаб российской науки) должна возглавить научные исследования в этой области. При всем моем уважении к Россельхознадзору и уж тем более к Роспотребнадзору, надо понимать, что это ведомственная наука. Я много и успешно работал с их специалистами, но здесь проблема в первую очередь научная, академическая.

Прививки помогают?

— Конечно. Я бы на месте властей и СМИ гораздо больше привлекал внимание к необходимости вакцинирования… Надо людям объяснять, почему надо делать вакцинацию, и развенчивать мифы, которые десятками уже гуляют на просторах Интернета. Например, типа "я прививался, но все равно болел". Ведь надо понимать, что прививка не защищает от заражения. Она защищает от тяжелых и летальных случаев, от тяжелых осложнений в форме пневмонии, в том числе. Люди страдают от собственной некомпетентности и необразованности, от нежелания думать о себе и своих близких.