ЭКСПЕРТ — о борьбе с курением: запретами проблемы не решить

Фото: REX

После критики "революционной" антитабачной концепции минздрав внес в нее изменения. Так, из документа исчезли слова о полном запрете продажи сигарет всем родившимся после 2015 года, который так взбудоражил общественность. Другие правки касаются акцизов на табак.

От запрета продавать сигареты всем родившимся после 2015 года осталось "обеспечение условий, при которых доступ к табачной продукции для нового поколения (граждан, родившихся после 2015 года) на протяжении всей их жизни будет невозможен".

Исключили из документа график изменения и размер ставок акциза на табачные изделия, однако слова об их поэтапном повышении оставили.

Кроме того, раньше минздрав предлагал предоставить работодателям возможность увеличивать рабочий день сотрудников на время, потраченное ими на курение. О судьбе этого пункта не сообщается.

Повальный запрет на продажу сигарет раскритиковал ранее минюст, посчитавший это нарушением Конституции. А резкое повышение акцизов не понравилось минфину. В ведомстве считают, что такое увеличение акцизов может спровоцировать рост нелегального оборота табачной продукции.

Поправки в антитабачную концепцию "Правде.Ру" прокомментировал Евгений Ковалев, главный врач Клиники интенсивной терапии АО "Врачи", эксперт по организации здравоохранения.

— Прокомментируйте, пожалуйста, два основных спорных момента в концепции — об акцизах и возрасте?

— В отношении акцизов — есть понятие "отрубающий акциз", или "вырезающий" (такое некрасивое слово на русском). Но смысл в том, что после какого-то уровня он равен для большинства людей запрету. И тогда будет сформирован криминальный или полулегальный рынок сигаретно-табачной продукции. Это неправильно. Необходимо или давать альтернативу, или формировать постепенное повышение акцизов.

Если говорить про механизм запрета продавать сигареты родившимся после 2015 года, то, в принципе, он достаточно интересен. Представим, людям определенного возраста, которые родились в определенное время, перестают продавать табачную продукцию. Опять-таки, наше население так или иначе выйдет из положения. Например, им сигареты будут покупать старшие и т. д.

Да, в перспективе это очень красивая идея. Постепенно те, кто имеет право курить, будут как ветераны — их будут показывать по телевизору как последних, кому можно курить. Последние курящие будут проходить кашляющим парадом возле Мавзолея и уходить на кладбище. Эта идея красивая, но ее реализация достаточно сложная.

Во-первых, уже сейчас есть нелегальный рынок. Во-вторых, есть так называемые заменители. Сейчас уже из Европы привезены полутабачные вейпы — никотин и различные компоненты табака полностью инкорпорированы в вейп, и, по сути, человек курит ту же сигарету.

Полный запрет на курение не всегда правилен. Я считаю, что здесь важна разъяснительная работа с молодежью. В крупных городах молодежь стала меньше курить. Многие могут сказать: да, они стали больше пить, больше колоться — нет, они действительно стали меньше курить. В провинции, особенно в городах около 100-150 тысяч населения, курение растет.

Какой-то позитивный результат дают ограничение показов табака по телевидению или предупреждения: "Внимание, может содержать сцены…". Действительно, постепенно курение может приравняться в понимании к алкоголю. Такое обратное "Окно Овертона". То есть мы сначала говорим, что плохо, потом говорим, что совсем плохо, и чуть-чуть запрещаем — и так постепенно это окно сужается.

Не нужно делать здесь поспешных действий, поспешные действия вызывают у человека ответную реакцию. Если ребенку запрещают брать игрушку, то у ребенка будет истерика. Взрослые ничем от детей практически не отличаются — только тем, что могут контролировать свою реакцию. Поэтому я считаю, что нужно все это делать постепенно и вести правильную разъяснительную работу. Ее нужно усиливать по концепции ограничения табакокурения.

— Есть ли у этой концепции четкие цели? Например, количество россиян-курильщиков сократится на столько-то процентов. И возможно ли достижение этих целей предлагаемыми в антитабачной концепции методами?

— Любая концепция — это просто рамочный документ, который формирует определенные цели. Самое главное — это меры по реализации концепции. Здесь важно не думать, какие цели поставлены. Самое важное всегда то, какие меры и сроки реализации этих мер будут в реальности составлены.

Концепций за недолгий послеперестроечный век все уже видели очень много. У нас только концепций развития здравоохранения штук пять было за последние годы. Необходима просто правильная реализация.

Должны все органы исполнительной власти совместно действовать для того, чтобы уменьшать табакокурение. Не должно быть разнонаправленных действий. Если акциз увеличивается, то о'кей, пускай он везде увеличивается — никаких поблажек, никаких изменений импортных пошлин тогда не должно быть.

Точно так же с запретом на курение. Реальность такова, что, к примеру, если говорить про запрет на курение в больничных учреждениях, пациенты все равно пойдут, особенно в выраженной абстиненции, и будут искать, где им курить. Это вызывает еще бОльшую опасность, особенно пожарную. Потому что курят они в скрытных местах. И здесь две ситуации бывает: или учреждение здравоохранения закрывает глаза, понимая, что это зависимость, или же пытается их всех гонять.

Должно быть разумное ограничение. То есть борьба с курением не должна принимать такие же острые меры, формы, как борьба с алкоголизмом в конце 80-х. У нас сейчас пытаются ограничить культивирование табака. Но, опять-таки, нужно понимать, что он и для других целей может использоваться.