Проект закона касается лиц, родившихся на территории России, и тех, кто имеет предков, родившихся на территории РФ. Эти претенденты смогут получить вид на жительство без документального подтверждения отказа от гражданства другого государства.
После парламента документ будет рассмотрен на заседании профильного комитета по государственному строительству и законодательству.
Проект был внесен в Госдуму 30 декабря 2016 года первым заместителем председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константином Затулиным ("Единая Россия"). Позже к нему присоединились единороссы Артем Туров, Наталья Поклонская и Умахан Умаханов.
Вопрос упрощенной процедуры получения российского гражданства, а также другие проблемы законодательства в этой области будут подробно обсуждаться 20 марта на парламентских слушаниях о политике РФ в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Среди приглашенных — общественные организации и российские диаспоры из Западной Европы, США, Азии.
По словам автора законопроекта, поправки разработаны в целях исполнения поручения президента от 12 декабря 2012 года. Глава государства распорядился разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства носителям русского языка и русской культуры, "прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе, тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства".
Согласно действующему законодательству, получить гражданство по ускоренной процедуре могут только те, кто сам или чьи родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее проживали на территории РФ (либо ранее относившейся к Российской империи или СССР).
Автор законопроекта предлагает дать это право и тем, кто родился в России или имеет родственников по прямой восходящей линии, также родившихся в нынешних границах Российской Федерации. Соответствующим образом предлагается поправить определение "носитель русского языка", данное в ФЗ "О гражданстве РФ". Документально подтвердить постоянное проживание значительно труднее, чем рождение. Свидетельства о рождении, как правило, хранятся в семье и в архивах ЗАГС, и их найти легче, считает Затулин.
Также предлагается дать носителям языка право на получение вида на жительство без заявления об отказе от иного гражданства. Сейчас закон предписывает, чтобы носители русского языка предоставляли документ "полномочного органа иностранного государства", удостоверяющий выход из другого гражданства, тогда как другим иностранным гражданам достаточно письменно заявить о своем отказе от имеющегося у них гражданства.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием непосредственно к основному разработчику законопроекта, первому заместителю председателя комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, директору Института стран СНГ Константину Затулину.
— Какова доля вероятности, что ваша инициатива будет поддержана?
— 17 марта законопроект не будет рассмотрен. До этой даты головной комитет по рассмотрению этого законопроекта (комитет по законодательству Государственной думы) собирает отзывы от всех, кому он разослан, в том числе президенту РФ, правительству, Совету федерации, судам, Общественной палате, комитетам и фракциям Госдумы. 17 число — это дата последняя для получения отзывов. А дальше будет видно.
— Что касается родственников, родившихся в России либо СССР. Какие послабления предполагаются для них?
— Речь идет не только о тех, кто там родился, но и о тех, кто происходит с этой территории. То есть: те, чьи родственники по прямой нисходящей линии родились на территории Российской империи или Советского Союза. Именно так в 2012 году ставил вопрос президент Путин, когда предлагал ввести норму о носителях русского языка. К сожалению, в работе предыдущей Государственной думы были на вполне ясные предложения, добавлены всякого рода дополнения. От них мы и хотим избавить закон о гражданстве, очистить первоначальный замысел. Дело в том, что депутаты, принимая законопроект о носителях русского языка в 2014 году, ограничили территорию только пределами современной Российской Федерации. А президент говорил о Российской империи! Они подтвердили это, но добавили: "в пределах современной Российской Федерации". Кроме того, внесли совершенно необъяснимые ограничения условий, при которых гражданин чужого государства, желающий получить гражданство РФ на условиях упрощенной процедуры (как носитель русского языка) обязан был не только выйти из гражданства другого государства, но и представить от этого государства справку, удостоверяющую, что он вышел из гражданства.
Эта норма и выхолостила всю работу по развитию гражданства носителей русского языка, поскольку большинство этих государств совершенно не обязано предоставлять справку по этому поводу. Некоторые государства откровенно издеваются над этим: Украина, например, а также государства Прибалтики не выдают эту справку. Таким образом они блокируют принятие человеком российского гражданства, препятствуют его выходу из иностранного гражданства и не дают возможность ему получить российское.
— Зачем нужно было делать чужое государство посредником в вопросе о предоставлении гражданства нашему соотечественнику?
— Я лично этого понять не могу. Если бы я в тот момент был в Государственной думе, то, наверное, задал бы этот вопрос тем, кто предлагал такой вариант решения для носителей русского языка. Но, к сожалению, в предыдущем составе Госдумы я не присутствовал. А вот сейчас я предложил избавиться от этого положения. Будут и другие дополнения, связанные с получением разрешения на жительство, которое в этом случае не необходимо. Хочу подчеркнуть, что речь идет, конечно, о тех людях, которые перебрались или собираются перебраться в Россию. Поэтому, собственно говоря, и несогласны отказываться от гражданства другой страны. В этом смысле они предварительно нуждаются в виде на жительство.
— Законопроект решит проблемы, связанные с гражданством?
— Работа по предоставлению гражданства носителям русского языка фактически была омертвлена — из-за мной выше перечисленных наслоений, дополнений, барьеров, которые были внесены при принятии этого законопроекта в 2014 году. Теперь главное — очистить этот законопроект и "разкомплексовать" возможность принятия гражданства носителям русского языка. Я читаю многочисленные отклики по данному вопросу. Есть такие очень "умные" комментаторы, которые с большим пафосом говорят о том, что всё это не решает в целом всей проблемы. Якобы на самом деле есть другие проблемы, связанные с гражданством. Я спешу их успокоить. Мы разработали целый план законопроектной работы, в соответствии с которым идем от простого к сложному. То, что мы предложили сейчас, на мой взгляд, настолько очевидно, что не должно вызвать серьезных возражений.
— А что дальше?
— Дальше, безусловно, мы должны будем подойти к вопросу о том, а надо ли вообще требовать от гражданина другого государства, нашего соотечественника, выхода из гражданства страны проживания. До сих пор все законопроекты были исключительно направлены на то, чтобы нашим соотечественникам облегчить пребывание в России, а также облегчить проживание и работу. Огромная масса наших соотечественников не задумывается о переселении в Россию по целому ряду причин — в том числе чисто житейских. Но они хотели бы быть гражданами РФ. И чем они в этом смысле хуже тех миллионов новых русских, которые, будучи гражданами России, с первых дней независимости РФ укатили куда-нибудь в Лондон или Берлин? Живут там себе с паспортом гражданина РФ. Почему мы должны отказывать миллионам в ближнем зарубежье? Они в 1991 году стали гражданами Украины, Казахстана, Белоруссии, Прибалтики и так далее… Этот вопрос самый основной. Я считаю, что к нему нужно подойти аккуратно. Его нужно решать, если мы на самом деле хотим решить, а не только декларируем поддержку наших соотечественников за рубежом.