Массовое отравление поддельным спиртосодержащим средством "Боярышник" произошло в Иркутске в выходные. За несколько дней количество погибших достигло 75 человек. Следователи возбудили уголовное дело по статье "производство, хранение, сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц". Сейчас по делу о контрафактном "Боярышнике" задержаны 13 человек.
Какие меры будут действенны в борьбе с суррогатом, Правда.Ру спросила у первого заместителя директора национального НИИ общественного здоровья им. Семашко, доктора медицинских наук, профессора Александра Линденбратена.
— Согласны ли вы, что это очень опасный сигнал? Что-то происходит в нашем обществе, что толкает людей на такие безумные поступки, или же подобные вещи происходили всегда, только на сей раз жертв оказалось слишком много?
— Во-первых, такие факты имели место и раньше, просто в этот раз это приобрело такой массовый характер и такую широкую огласку. Что касается использования всевозможных суррогатов алкоголя, это известно достаточно давно. В частности, после принятия соответствующего антиалкогольного указа в свое время резко возросло потребление различных суррогатных напитков. Это хорошо знают токсикологи, которые работают в соответствующих профильных учреждениях, отделениях, и им приходится иметь дело с такими случаями отравления.
Но одно дело, когда к суррогатному алкоголю в индивидуальном порядке прикладывают руку соответствующие асоциальные элементы, и другое — когда начинается изготовление в массовом масштабе. Напитками это не назовешь, как в данном случае с "Боярышником", — это был не напиток. Это была жидкость для ванной. Поэтому формально сказать, что это напиток, нельзя. Понимали изготовители или нет, что люди клюнут на известное им название и начнут употреблять, — другой вопрос.
— Но, наверно, метил опасен, даже если бы его в ванную добавили?
— Через кожу метил не всасывается, а глотать воду из ванной вряд ли особенно стали бы. Но, в любом случае, использование ядовитых веществ недопустимо. Неважно, для чего они предназначены.
Это также известный случай: когда используют для омывателей стекол в машинах различные "левые" жидкости, содержащие опасные вещества, то водители, которые едут в машинах и дышат этими парами, тоже получают соответствующую интоксикацию.
— Можно принимать меры, ограничивать спиртосодержащую продукцию, но очень важно понять, что именно толкает людей на такое поведение. Как найти способ, чтобы по крайней мере снизить такую опасность?
— Банальные слова: кроме общей повышении культуры населения и формирования здорового образа жизни, ничего придумать нельзя. У нас, к сожалению, менталитет населения таков, что мы не заботимся о своем здоровье, не думаем. Но в любом случае, как бы серьезно мы этим ни занимались, определенная доля таких личностей, асоциальных элементов будет. Трудно избежать их вообще. Но работать в этом направлении конечно надо.
Самое страшное, не когда совершенно уже опустившийся бомж попадает в эту ситуацию. Если в эту ситуацию начнет попадать молодежь, вот что страшно. Поэтому речь идет о повышении культуры, об изменении менталитета населения. Говоря молодежным сленгом, должно быть круто быть здоровым, круто не употреблять алкоголь и т. д.
— На самом деле, казалось, что происходит нормализация у людей в головах… Те, кто раньше сидел по барам, теперь йогурты и утренние лесные пробежки пропагандируют… и вдруг Иркутск.
— Рано или поздно какие-то такие истории происходят. Другое дело, когда мы вольно или невольно эти истории каким-то образом провоцируем. Не появись эта жидкость, может быть, ничего бы не было. Хотя люди, готовые к этому, существуют. Это провоцирующий фактор. Человек ищет, где что купить дешевле: в аптеке взять что-то, или еще где-то, и тут появляется на глаза такой напиток, где достаточно большой объем по низкой цене.
Ситуация была спровоцирована. Поэтому, естественно, в этом плане соответствующие органы, Роспотребнадзор и пр., я уже не говорю про правоохранительные органы, должны быть максимально внимательными.
— Стало известно, что среди погибших были не только бомжи и алкоголики, но и вполне обычные люди. Более того — они могли выпить не "Боярышник", а обычную с виду водку из метилового спирта, которую разливали в том же подпольном цеху. В списках погибших — воспитательница детского сада (она купила водку в иркутском Академгородке) и медсестра.
— В Иркутске это приобрело массовый характер. Я думаю, что почти на любой территории мы можем найти случаи отравления соответствующими суррогатными напитками. И это относится не только к асоциальным элементам. Доля риска есть для любого гражданина. Кого-то угостили, где-то это перелили в графинчик и т. д. Поэтому риск есть всегда. Только планомерная работа, которая должна вестись, направленная не на то, чтобы не допустить именно данный "Боярышник", а в целом на изменение менталитета населения, отношения к своему здоровью, к образу жизни, может дать изменения.