Президент России Владимир Путин принял участие в церемонии возложения цветов к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади. Церемония стала первым мероприятием в программе президента в День народного единства.
Памятник народных героев почтили также: патриарх Московский и всея Руси Кирилл председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман РФ Талгат Татжуддин, главный раввин России Берл Лазар, глава Русской православной старообрядческой церкви Корнилий, архиепископ, ординарий Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве Паоло Пецци, глава Буддийской традиционной сангхи (общины) России XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев и другие.
Церемонии также участвовали активисты молодежных движений России, представители общественных национально-культурных организаций, глава совета Федеральной национально-культурной автономии татар Ильдар Гильмутдинов, атаман Кубанского войскового казачьего общества Николай Долуда, председатель высшего совета "Российского конгресса народов Кавказа" Асламбек Паскачев и другие.
В завершающей части мероприятия президент поговорил с религиозными деятелями, а также сфотографировался с молодежными активистами.
Об исторической подоплеке праздника "Правде.Ру" ранее рассказал доцент кафедры истории России средневековья и раннего нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ Борис Морозов:
"Я очень много занимался историей Смутного времени и знаю из документов и исторических памятников, что это действительно была катастрофа. Государство стояло на грани и даже перешло за грань распада, потери национальной идентичности. Началось все с Самозванца — миф, в который поверил народ и пошли раздоры среди представителей правящего класса. Боярам все это оказалось выгодно. Через год они его свергли и возвели на престол Василия Шуйского. В период его правления началась страшная гражданская война, когда половина русских городов принадлежала правительству царя Василия Шуйского, а половина — Тушинскому вору, как называли Лжедмитрия II. Страшное время, когда город воевал с городом. В советское время эта эпоха рассматривалась с точки зрения крестьянской войны и иностранной интервенции".
Эта была первая и, увы, не последняя гражданская война в России.
"Концепция гражданской войны стала разрабатываться только в 1990-е годы, хотя историки-архивисты прекрасно об этом знали, — свидетельствует историк Морозов. — Я, например, публиковал грамоты города Мурома царю Василию Шуйскому, чтобы тот защитил их от соседей, от таких же русских людей. В итоге, бояре свергли Шуйского и пригласили на престол польского королевича. Он в Москву так и не попал. Может и правильно. Наверное, тут ему была уготована участь Лжедмитрия-самозванца. Таким образом, в московском Кремле оказался польский гарнизон. Страна теряла свое единство. В воздухе витала идея создания народного ополчения. Первое народное ополчение распалось из-за раздора между дворянами и казаками".
Далее речь зашла о втором народном ополчении. Народное ополчение действительно было народным, состоявшим из разных наций и этносов нашей страны. По численности вторыми после православных русских, были крещеные татары и татары-мусульмане.
Борис Морозов продолжает: "Второе народное ополчение возглавил Минин — простой мужик. Он был мясником, торговал мясом в Нижнем Новгороде, но это был человек вполне государственный — посадский староста огромного торгового города. Нижний Новгород тогда был одним из крупнейших городов, через который шла по реке Волге транзитная торговля между Востоком и Западом. Для многочисленных городских слоев, представителем которых был Минин, смута была помехой. И государственный человек Минин осуществил идею созыва нового ополчения, для чего нужны были денежные средства. Среди зажиточного городского населения начался сбор денег на новое ополчение. Зачем нужны были деньги? Рядовые дворяне без денег воевать не могли, нужно было покупать саблю, оружие, никаких доходов поместье маленькое не приносило. И для этого ополчения нашли воеводу".
Отдадим дань памяти народным героям и их вожакам. И снова историки вспоминают Минина и Пожарского — двух государственных деятелей, спасших страну в Смутное время, но забывают третьего — князя Дмитрия Трубецкого. Ему не только памятник не поставили, но вообще словно бы вычеркнули.